Анализ работы по рассмотрению обращений граждан о нарушении прав потребителей за 2016 год

За 2016 год в управление поступило 2206 обращений о нарушении прав потребителей товаров и услуг, что практически на уровне 2015 года.

Из общего числа обращений   65,2% составили письменные (1439) и  34,8% - устные (767).

Письменных обращений поступило от граждан – 64,8% (1430); от органов государственной власти и местного самоуправления – 0,3% (9).

Структура  обращений граждан  Костромской  области на нарушения в сферах торговли и платных услуг, в основном, осталась на уровне 2015 года и представлена следующим образом:

в сфере розничной торговли – 1041 (47,2%);

при оказании услуг в сфере ЖКХ – 465 (21,1%);

бытового обслуживания населения – 201 (9,1%);

деятельности на финансовом рынке – 170 (7,7%);

услуг связи – 68 (3,1%);

оказания услуг общественного питания – 50 (2,3%);

долевого строительства жилья –37 (1,7%);

медицинских услуг – 33 (1,5%);

транспортных услуг –28 (1,3%);

туристских услуг – 21 (1,0%);

оказания образовательных услуг – 12 (0,5%);

технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств – 8 (0,4%);

гостиничных услуг  - 6 (0,3%);

деятельности платежных агентов – 3 (0,2%);

услуги киновидеообслуживания –2 (0,1%);

прочих видов  деятельности –52 (2,4%).

Проведенный анализ поступивших обращений по вопросам защиты прав потребителей показал, что наибольший удельный вес обращений приходится на продажу товаров 1041 (47,2%), а также на оказание услуг ЖКХ - 465 (21,1%) и  бытовое обслуживание - 201 (9,1%).

 

Результаты рассмотрения обращений граждан за 2016 год

Все поступившие  обращения рассмотрены в установленный срок.

Даны разъяснения заявителям  по  1661 (75,3%) обращению.   384 (17,4%) обращения направлены для рассмотрения и принятия мер по подведомственности.

172 (7,8%) обращения стали основанием для проведения проверок, 19 (0,9%) - основанием для проведения административных расследований.

По фактам нарушений, выявленных в ходе рассмотрения обращений, возбуждено 279 дел об административных правонарушениях, подано 3 иска в суд, один из которых в защиту неопределенного круга потребителей услуг ЖКХ, а два в защиту прав конкретных потребителей, один материал направлен в следственные органы для возбуждения уголовного дела.

В целях оказания своевременной помощи потребителям по защите их прав в Управлении созданы и работают общественная приемная, «горячая линия», на сайте службы создан раздел для возможности подачи заявления в электронном виде. Информация о работе общественной приемной и «горячей линии» ежемесячно размещается в сети «Интернет».

С 2016 года функционирует государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей zpp.rospotrebnadzor.ru, который содержит исчерпывающую информацию по актуальным вопросам защиты потребительских прав. На сайте размещена вся нормативная база по защите прав потребителей, образцы претензионных и исковых заявлений, памятки потребителям и многое другое.

Также напоминаем, что с 1 января 2017 года в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 26 декабря 2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», для того, чтобы обращение гражданина, потребительские права которого нарушены, могло стать законным основанием для проведения внеплановой проверки, при обращении в орган государственного контроля (надзора) потребитель должен предоставить подтверждение того, что он обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.

Кроме того, не смогут служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения и заявления, не позволяющие установить обратившееся лицо. При этом обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации  и аутентификации.