Потребитель , будь бдителен!

 

Большое количество предприятий торговли , крупных торговых центров , рынков и мини-рынков предлагая широчайший ассортимент наименований пищевых продуктов,  ежедневно ставят нас перед выбором какие, а главное, как выбрать для семьи продукты, которые  будут вкусными и полезными и при этом не   навредят здоровью.  Каждый производитель старается сделать упаковку своей продукции яркой и красочной. Остается только узнать, что находится внутри этой упаковки.  Для покупателя  основным источником такой информации является этикетка. Это не просто произвольно написанная и приклеенная к продукту бумажка. Требования к  маркировке продукции определены  статьей 10 Закона о защите прав потребителей, ст 18 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов, национальным стандартом ГОСТ Р 51074-2003 Продукты пищевые. Информация для потребителя. Согласно указанным документам производитель на этикетке должен представить достоверную информацию о продукте, его составляющих, свойствах, условиях и сроках хранения и т.д. то есть всё то, чт позволит потребителю сделать правильный  осознанный выбор.

Вместе с тем, в ходе проведения плановых и внеплановых проверок специалистам службы приходится сталкиваться с различными нарушениями  при  реализации пищевых продуктов: при торговле новыми видами продукции в торговом зале или отделе, осуществляющем торговлю, отсутствует  информация о потребительских свойствах продуктов питания, входящих в их состав компонентах, пищевых добавках, рекомендации по приготовлению и использованию.

Скоропортящиеся пищевые продукты, потребительская тара которых не позволяет осуществить их реализацию одномоментно (например, мясные изделия в парогазопроницаемых оболочках, вакуумной упаковке, массой более 1 кг, салаты и готовые охлажденные многокомпонентные блюда в таре от 1 до 3 кг), реализуются  в течение нескольких дней  вместо предусмотренных законодательством  не более 12 часов с момента вскрытия упаковки.

Нарушаются  условия хранения (температура, влажность) , установленные предприятием- изготовителем . Нередко  охлажденная продукция подвергается неоднократному  замораживанию и размораживанию.

Часто покупая  упаковку пищевого продукта невозможно найти  дату выработки. Место, где она размещена, размыто; маркировка нечеткая или нечитаемая. На многих продуктах ( мясные и колбасные изделия, хлебобулочные продукты и др.) дата изготовления указывается  оттисками на металлических или пластиковых клипсах( на « хвостиках» продукта». Поэтому при покупке например 200гр варенной колбасы, отрезанной от  целого батона , покупатель не знает, когда продукция выработана, истек ли срок её реализации. Все это и ряд других нарушений могут привести к возникновению пищевых травлений и инфекционных заболеваний.

Поэтому отправляясь за покупками следует  руководствоваться следующими основными правилами: маркировка продукта должна быть на русском языке,  легко читаемой, содержащей информацию о наименовании продукта, предприятии – изготовителе с указанием его полного адреса, составе продукта, пищевой и энергетической ценности, условиях и сроках хранения. Если  вы покупаете  расфасованный продукт или  вам отпускают  какую-то часть   от целой потребительской упаковки, не стесняясь, требуйте, чтобы  продавец показал  маркировочный ярлык. По действующему законодательству маркировочный ярлык должен храниться до полной реализации товара. Помните, что запрещаются к реализации  пищевые продукты, не имеющие документов, подтверждающих их качество; продукты, с нарушением целостности упаковки и в загрязненной таре, без этикеток; хранящиеся с нарушением температурного режима; консервы, имеющие дефекты в виде бомбажа, хлопуши, подтеков, деформаций и др.; загнившие, испорченные с нарушением целостности кожуры овощи и фрукты; дефростированные и повторно замороженные ; продукты  с истекшими сроками годности.

     Если вы видите указанные выше нарушения  или  если маркировка продуктов не четкая, имеет следы подчистки, перемаркировки или  вообще отсутствует – не оставайтесь равнодушными. В первую очередь  откажитесь от покупки таких продуктов; потребуйте книгу отзывов         ( жалоб и предложений) и сделайте запись об увиденном. Обратитесь с письменным заявлением в управление Роспотребнадзора по Костромской области для проведения дальнейшего расследования с целью не допущения возникновения заболеваний граждан, связанных с употреблением недоброкачественных пищевых продуктов.