Работа управления по вопросам защиты прав потребителей в 2012 году осуществлялась в соответствии с основными направлениями деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденными планами основных организационных мероприятий управления и проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Осуществляя государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства в области защиты прав потребителей, управление проводило следующую работу: проведение проверок по соблюдению продавцами, исполнителями и изготовителями законодательства о защите прав потребителей; рассмотрение обращений по вопросам защиты прав потребителей; оказание практической помощи гражданам-потребителям (консультации, составление претензий, исковых заявлений, ходатайств, оказание помощи в расчете неустойки и т. п.); анализ договоров, заключаемых продавцами, исполнителями и изготовителями с гражданами; участие в судебных процессах для дачи заключений по делу в целях защиты прав потребителей; защита неопределенного круга потребителей; взаимодействие с федеральными и региональными органами исполнительной власти, местного самоуправления и общественными организациями по защите прав потребителей; взаимодействие со СМИ.
В 2012 году в рамках Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ проведено 574 проверки, из них плановых 267 и 307– внеплановых. Всего выявлено нарушений – 1764. На одну проверку в среднем пришлось 3,1 нарушений. По результатам проверок вынесено 1773 постановления о привлечении к административной ответственности, наложено штрафов на сумму 2781,6 тыс. рублей, из которых взыскано 2491,2 тыс. рублей. Внесено 58 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В 2012году в управление поступило и рассмотрено 1805 обращений. Из них 915 письменных обращений граждан, 136-обращений от органов власти и общественных объединений и 754 – устных.
Управление повысило степень своего участия в судебной защите прав потребителей, используя различные формы. За 2012 год управлением дано 53 заключения в судах в целях защиты прав потребителей (в 2011г. – 45). В пользу потребителей присуждено 1116,1 тыс. рублей, из них компенсация морального вреда составила 57,7 тыс.рублей.
Подано в суд 10 исковых заявлений в защиту неопределенного круга потребителей (в 2011г. – 5). Удовлетворено судом по состоянию на 01.01.2013г. - 7 исков.
Особое внимание уделялось защите прав потребителей в сфере финансовых услуг. В 2012 году управлением запланированы и проведены проверки 3-х банков. По результатам проверок было возбуждено 12 дел об административных правонарушениях и выданы предписания об устранении нарушений прав потребителей. По результатам рассмотрения дел наложены штрафы.
В качестве нарушений кредитным организациям вменялось: непредоставление потребителям информации о предоставляемых услугах; включение в кредитные договоры и договоры вклада условий, ущемляющих права потребителя, а именно: о возврате вклада и начисленных процентов в течение 2-х банковских дней после поступления заявления вкладчика о досрочном расторжении договора; о разрешении спора по месту нахождения банка; об одностороннем изменении условий договора; о передаче без согласия заемщика права требования задолженности третьему лицу; о взимании различных комиссий, не предусмотренных законом, таких как ведение ссудного счета, выдача кредита, оформление ипотеки, присоединение к программе страхования и др.
В 2012 году в управление поступило и рассмотрено 61 обращение граждан (письменных и устных) по тематике потребительского кредитования и банковского вклада. 17 обращений явились основанием для проведения административных расследований.
В результате рассмотрения обращений граждан возбуждено в отношении Банков 17 дел об административных правонарушениях.
В целях устранения причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, Банкам внесено 20 представлений.
Всего в 2012году в отношении Банков по результатам проверок и административных расследований возбуждено 29 дел об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дел наложено штрафов на общую сумму 392,0 тысячи рублей.
В жилищно-коммунальной сфере на 2012 год было запланировано и проведено 9 плановых проверок. Всего проведено 14 плановых и внеплановых проверок, при которых выявлено 78 нарушений.
Поступило и рассмотрено 529 письменных обращений, касающихся сферы жилищно-коммунальных услуг. 78,4% письменных обращений граждан были направлены для рассмотрения по подведомственности в государственную жилищную инспекцию.
В 2012 году управление продолжало работу по взаимодействию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными организациями. В рамках взаимодействия с органами исполнительной власти Костромской области и местного самоуправления управление участвовало в работе областного Межведомственного совета по качеству, безопасности, конкурентоспособности и защите прав потребителей в Костромской области, в реализации мероприятий областной программы «Качество, безопасность, конкурентоспособность и защита прав потребителей», а также в работе 25 координационных совещаний.
Продолжалась работа Консультативного совета по защите прав потребителей.
В 2012 году состоялось 4 заседания Совета совместно с общественными организациями потребителей: о результатах деятельности управления по защите прав потребителей в 2011 году; о проблемах по защите прав потребителей в социально-значимых сферах потребительских отношений (бытовые, жилищно-коммунальные и финансовые услуги); обобщение опыта общественных объединений по защите прав потребителей и управления в судебной защите прав потребителей; о мероприятиях, посвященных Всемирному дню защиты прав; об актуальных вопросах по защите прав потребителей; об оперативном обмене информации о состоянии дел в области защиты прав потребителей на территории Костромской области; об активизации информационно-просветительской работы с потребителями посредством размещения информации в СМИ о правах потребителей в сфере финансовых услуг.
В течение 2012 года управление активно использовало в своей работе средства массовой информации – областные, районные и городские газеты, телевизионные и радиокомпании, а также свой официальный сайт в Интернете. Всего в 2012 году количество выступлений в СМИ составило 183. На сайте Управления размещено 13 материалов.
В связи с большим количеством обращений потребителей на сайте управления в течение года размещались информации по актуальным проблемам защиты прав потребителей в сферах финансовых, туристских, жилищно-коммунальных, бытовых услуг.
Особое внимание уделено работе управления в сфере защиты прав граждан - потребителей финансовых услуг.
По инициативе управления областная газета «Хронометр» по уже сложившейся традиции объявила о «прямой линии» для читателей. Управление ответило на все поступившие в редакцию вопросы потребителей, в том числе на вопросы по актуальным проблемам при получении финансовых услуг.
Проведено 5 «горячих линий» с потребителями, приуроченных к Всемирному дню защиты прав потребителей.
Управление проводит постоянную работу по повышению грамотности в потребительской сфере не только граждан-потребителей, но и предпринимателей.
В 2012 году 168 хозяйствующим субъектам, ведущим предпринимательскую деятельность в различных сферах, даны подробные разъяснения по применению законодательства о защите прав потребителей.