(по информации с официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека)
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сообщает, что 1 января 2015 г. вступает в силу часть 4 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающая меры административной ответственности за «неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг)» в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Ранее соответствующие требования были установлены новой статьей 16.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), в соответствии с которой продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.
Оплата товаров (работ, услуг) может производиться потребителем в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем расчетов через субъектов национальной платежной системы, осуществляющих оказание платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт не распространяется на субъектов предпринимательской деятельности, выручка от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) которых за предшествующий календарный год не превышает предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для микропредприятий.
Роспотребнадзор обращает внимание, что содержание терминов «национальные платежные инструменты» и «национальная система платежных карт», используемых в статье 16.1 Закона о защите прав потребителей, раскрывается в положениях Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон о НПС).
Так, в части 2 статьи 30.1 Закона о НПС национальные платежные инструменты – платежные карты и иные электронные средства платежа, предоставляемые клиентам участниками национальной системы платежных карт (далее – НСПК) по установленным правилам. Согласно части 1 статьи 30.1 Закона о НПС национальная система платежных карт (НСПК) – это платежная система, созданная и функционирующая в соответствии с главой 4.1 Закона о НПС под общим административным контролем Центрального банка Российской Федерации (см. подробнее на сайте Банка России по адресу: http://www.cbr.ru/PSystem/).
На основании изложенного Роспотребнадзор информирует всех заинтересованных лиц о своем намерении формировать правоприменительную практику по вопросам оплаты потребителями товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также использования банковских карт международных платежных систем (VISA, MasterCard и т.д.) в таких расчетах, с учетом официальной правовой позиции, выраженной в соответствующих нормативных актах Банка России, связанных с функционированием НСПК.