Постановление от 27.02.2009 года №4 "Об организации санитарно-защитных зон на хозяйствующих объектах Костромской области"

Санитарно-защитные зоны (СЗЗ), как зоны с особыми условиями землепользования территорий, регламентированы Градостроительным Кодексом Российской Федерации № 190-ФЗ от 29.12.2004, Федеральным законом № 221-ФЗ от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости», Федеральным законом № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.2.1/2.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция).
 Отсутствие организованных санитарно-защитных зон является одной из причин, обуславливающих негативное влияние предприятий на условия проживания и здоровье населения. Отсутствие утвержденных санитарно-защитных зон, а, следовательно, линий градостроительного регулирования и планировочных ограничений на графических материалах, является сдерживающим фактором для жилищного и промышленного строительства.
Нередко застройщики на стадии выбора земельных участков не имеют материалов по обоснованию размеров СЗЗ, что осложняет принятие конкретных решений о возможности размещения данных предприятий.
 Проведенный анализ состояния санитарно-защитных зон вокруг промышленных предприятий и качества выбросов в окружающую среду показал, что вопросы организации СЗЗ и охраны атмосферного воздуха решаются неудовлетворительно. В границах СЗЗ под воздействием выбросов вредных веществ в атмосферу, физических факторов (электромагнитных полей, шума и др.) проживает около 9733 человек. В санитарно-защитных зонах расположено 582 жилых дома. В границах нормативных СЗЗ предприятий, сооружений и иных объектов 1 и 2 классов опасности население области не проживает.
 Основным направлением в снижении количества населения, проживающего в границах СЗЗ, является обоснованное сокращение ориентировочных размеров СЗЗ для объектов с учетом дополнительно разработанных и реализованных мероприятий, подтвержденных данными лабораторных исследований.
Надзор за организацией санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов является одним из приоритетных направлений в деятельности Управления Роспотребнадзора по Костромской области. На контроле службы области по результатам инвентаризации находится в общей сложности 2704 предприятия, требующих организации и установления санитарно-защитных зон.
 В результате проведенной работы Управлением, совместно с природоохранной прокуратурой количество предприятий, имеющих согласованный проект СЗЗ, по состоянию на 01.01.2009 года увеличилось до 183.
 Многочисленные гигиенические и эпидемиологические наблюдений свидетельствуют о возможном влиянии загрязнения атмосферного воздуха на заболеваемость населения, прежде всего, болезнями органов дыхания, которые в структуре общей заболеваемости в Костромской области составляют 47%, особенно среди детского населения – около 71%.
 В целях снижения негативного влияния последствий деятельности предприятий и объектов на окружающую среду и состояние здоровья населения; соблюдения гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов, а также при разработке всех стадий градостроительной документации, руководствуясь статьями 11, 12, 20, 51 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с новой редакцией СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» с изменением №1 СанПиН 2.2.1./2.1.1.2361-01-08, СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Главам муниципальных образований на территории области:
 1.1.При разработке схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки жилых районов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения обеспечить соблюдение санитарно-защитных зон.
 1.2.Потребовать от отделов архитектуры и градостроительства:
- при оформлении разрешительных документов ИП и ЮЛ на выбор земельных участков на строительство, проектирование, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение объектов требовать разработку проектов расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон;
- обеспечить нанесение границ санитарно-защитных зон предприятий на картографические материалы после получения предприятием санитарно-эпидемиологического заключения на проект установленной (окончательной) санитарно-защитной зоны.
 1.3.Принимать меры по отселению жителей домов размещенных в границах СЗЗ, в случае ухудшения условий проживания в связи с вредным воздействием факторов среды обитания на здоровье населения с учетом результатов натурных исследований.
 1.4. При принятии решения о характере использования высвобождаемой территории необходимо наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии предполагаемой хозяйственной или иной деятельности санитарному законодательству.
2. Руководителям предприятий и организаций независимо от их организационно-правовой формы, индивидуальным предпринимателям, осуществляющих свою деятельность на территории Костромской области, обеспечить:
 2.1. Разработку проектов обоснования или уменьшения санитарно-защитных зон для предприятий, сооружений и иных объектов в соответствии с требованиями новой редакции СанПиН 2.2.1/2.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в установленном порядке.
 2.2. Участие в разработке единых санитарно-защитных зон для групп промышленных предприятий и промузлов с учетом требований новой редакции СанПиН 2.2.1/2.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
 2.3. Проведение оценки риска для здоровья населения для промышленных объектов и производств I и II классов опасности; для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса), в состав которых входят объекты I , II и IIIклассов опасности, а также имеющих в составе выбросов вещества 1 и 2 классов опасности. Работы, связанные с оценкой риска для здоровья населения выполняются аккредитованными в установленном порядке органами, учреждениями и организациями.
 2.4. Организацию и проведение производственного контроля в соответствии с:
- новой редакцией СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» с изменением №1 СанПиН 2.2.1./2.1.1.2361-01-08, СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»;
- санитарными правилами СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий»;
 2.5. Представление проектной документации по обоснованию или уменьшению размеров санитарно-защитной зоны в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» или его филиалы для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы, с последующим оформлением санитарно-эпидемиологического заключения в установленном порядке.
3. Рекомендовать Управлению архитектуры и градостроительства администрации Костромской области:
 3.1. Активизировать работу по организации и контролю за разработкой градостроительной документации городских и сельских поселений с учетом установленных границ санитарно-защитных зон промышленных узлов и отдельных предприятий.
 3.2. Границы санитарно-защитных зон на графических материалах (генплан города, схема территориального планирования и др.) за пределами промышленной площадки обозначать специальными информационными знаками в соответствии с установленными размерами СЗЗ, по данным представляемых управлением Роспотребнадзора.
 3.3. Создать в 2010 году и вести единый реестр установленных санитарно-защитных зон промышленных предприятий и промузлов (нежилых зон) для формирования линий градостроительного регулирования по данным Управления Роспотребнадзора по Костромской области.
 4.Рекомендовать ОГУ «Костромагосэкспертиза»:
 4.1. При проведении государственной экспертизы проектной документации, выдаче разрешений на использование земельных участков для строительства (реконструкции), объектов на территории Костромской области требовать наличие санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельного участка и проекта обоснования санитарно-защитной зоны санитарным правилам.
5.Главным государственным санитарным врачам по городам и районам Костромской области:
 5.1.Считать приоритетным направлением деятельности на 2009-2011г.г. работу по контролю за разработкой и реализацией проектов санитарно-защитных зон хозяйствующих субъектов.
 5.2. Завершить инвентаризацию промышленных предприятий и объектов, требующих организации санитарно-защитных зон, с уточнением количества населения, проживающего в санитарно-защитных зонах.
 5.3. Довести настоящее Постановление до сведения глав администраций муниципальных образований и всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на курируемой территории.
 5.4. При осуществлении контрольно-надзорных мероприятий на объектах, являющихся источниками вредного воздействия на среду обитания и здоровье человека требовать в кратчайшие сроки исполнения санитарного законодательства по разработке проектов СЗЗ, выполнению мероприятий, направленных на защиту населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия.
5.5. Ежеквартально обобщенную информацию по проектам окончательных (установленных) СЗЗ с перечнем промышленных предприятий направлять в отделы архитектуры.
6. Главным врачам ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» и его филиалов:
 6.1.Обеспечить проведение оценки соответствия проектных решений по обоснованию или уменьшению санитарно-защитных зон в строгом соответствии с требованиями новой редакции СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03. «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», проведением необходимого количества натурных наблюдений и выставлением требований по проведению оценки риска для здоровья населения в случаях, предусмотренных санитарным законодательством.
7. Постановление Главного государственного санитарного врача по Костромской области от 20.03.2008г.№5 считать утратившим силу.
 
Главный государственный санитарный врач по Костромской области А.С. Хомиченок