О реализации изделий из натурального меха

С наступлением зимнего сезона возрастает спрос на меховые изделия. В связи с этим Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области (далее – Управление) напоминает, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 11.08.2016 №787 «О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» маркировка изделий из натурального меха является обязательной для всех участников оборота товаров, включая производителей, импортеров, оптовых и розничных продавцов, комиссионеров и иных участников мехового рынка.

Маркировке контрольными (идентификационными) знаками подлежат предметы одежды из натурального меха (норки, нутрии, песца, лисицы, кролика, зайца, енота, овчины и иных видов меха). К ним относятся все предметы одежды, изготовленные из натурального меха; других материалов, имеющих подкладку из натурального меха; других материалов, у которых натуральный мех прикреплен с наружной стороны (кроме случаев, когда мех является только отделкой). Мех считается использованным лишь в качестве отделки, если он, например, составляет воротник и отвороты (при условии, что воротник и отвороты не увеличены до такой степени, что превращаются в целую пелерину или болеро), манжеты или оторочку карманов, юбок, пальто и т.д.

Не подлежат обязательной маркировке: перчатки, рукавицы и митенки из кожи и натурального меха; обувь, гетры и аналогичные изделия; головные уборы и их части; игрушки, игры и спортивный инвентарь.

Для маркировки меховых изделий используются специальные контрольные идентификационные знаки (КиЗ) – бланк строгой отчетности с радиочастотной меткой и защитой от подделки.

 

 

КИЗ предназначен для персонификации каждого изделия из натурального меха, его идентификации на каждом этапе перемещения от производителя к конечному потребителю.

Для меховых изделий, произведенных на территории РФ, используются  КИЗ зеленого цвета. Импортные товары, ввезенные на таможенную территорию РФ, маркируются КИЗ красного цвета.

При маркировке товаров КиЗ используются следующие способы их нанесения на товар:

а) вшивной, когда КиЗ на текстильной основе машинным способом вшивается непосредственно в конструктивный шов изделия, полностью оставляя видимой содержащуюся в этом знаке графическую информацию. В этом случае нанесение КиЗ выполняется при изготовлении товара путем вшивания такого знака в шов с внутренней стороны (изнанки) товара с использованием специального поля для вшивания;

б) клеевой, когда КиЗ на самоклеящейся основе наклеивается на конструктивный элемент товара (вшитый маркировочный ярлык). В этом случае нанесение контрольного (идентификационного) знака выполняется при наличии у товара маркировочного ярлыка, вшитого изготовителем и содержащего свободное поле достаточного размера для размещения на нем указанного знака без деформации. Нанесение контрольного (идентификационного) знака выполняется путем отделения защитного покрытия с клеевого слоя такого знака и приклеивания этого знака на свободное поле маркировочного ярлыка;

в) накладной (навесной), когда контрольный (идентификационный) знак на пластиковой основе с помощью одноразового пломбирующего элемента неотделимо крепится в петличное отверстие либо петлю-застежку переда изделия, а в случае их отсутствия - вшивную вешалку либо вшивную петлю держателя вешалки в виде металлической цепочки, пластины из металла и других материалов. Нанесение контрольного (идентификационного) знака выполняется путем продевания гибкого элемента пломбы контрольного (идентификационного) знака в петличное отверстие или петлю-застежку переда изделия, вшивную вешалку или вшивную петлю держателя вешалки и в запорное устройство пломбирующего элемента, исключающего его разъединение без разрушения.

Любой потребитель может проверить легально ли находится меховое изделие в обороте. Для этого достаточно считать QR-код при помощи смартфона. Специальное бесплатное приложение «Проверка товаров» работает на мобильных устройствах на базе iOS и Android.

Проверить легальность маркированного товара можно также с помощью сервиса Федеральной налоговой службы России путем ввода номера контрольного (идентификационного) знака (марки) в разделе «Система маркировки изделий из меха». После ввода номера КиЗ покупатель получит актуальную информацию о: наименовании товара; виде меха; стране изготовления; производителе; бренде; продавце; номере декларации о соответствии.

Если КиЗ на изделии нет, или данных по его номеру в системе не оказалось, вероятно, вы имеете дело с кустарно сшитым или привезенным в чемодане из Турции меховым изделием.

Кроме того, меховые изделия, находящиеся в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза должны соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС 017/2011).

В соответствии со ст. 9  ТР ТС 017/2011 маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.

         Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию:

- наименование продукции;

- наименование страны-изготовителя;

- наименование изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица;

- юридический адрес изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица;

- размер изделия;

- состав сырья;

- товарный знак (при наличии);

- единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза;

- гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости);

- дату изготовления;

- номер партии продукции (при необходимости);

- вид меха и вид его обработки (крашеный или некрашеный);

- символы по уходу за изделием;

- инструкцию по уходу за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).

Управление обращает внимание участников мехового рынка, что за оборот немаркированных изделий из натурального меха и нарушение порядка их маркировки на территории Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Неправильно маркированные изделия, а также изделия, информация о маркировке которых не внесена в информационный центр маркировки, приравниваются к немаркированным. Если магазин предлагает к продаже немаркированные шубы, ему грозит ответственность по статье 15.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях за продажу товаров без маркировки. Штраф по ней составляет от 5000 до 10000 рублей для индивидуальных предпринимателей и от 50 до 300 тысяч рублей для организаций (юридических лиц). Немаркированный товар подлежит конфискации.

Для особых случаев существует уголовная ответственность по статье 171.1 УК РФ.

Соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований по маркировке меховых изделий КиЗ находится на контроле Управления Роспотребнадзора по Костромской области.

Уважаемые потребители! Если Вы обладаете информацией о продаже меховых изделий без маркировки контрольными (идентификационными) знаками, просьба обращаться в Управление Роспотребнадзора по Костромской области по адресу: г. Кострома, бульвар Петрковский, д. 5.

Кроме того, Роспотребнадзором разработан единый портал для подачи и приема обращений граждан, который расположен по адресу: http://petition.rospotrebnadzor.ru. Подать обращение также можно на сайте Управления в разделе «Виртуальная служба», «Форма обращений граждан».

Обращения рассматриваются в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Обращаем внимание на то, что в связи с введением в действие Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ изменений в Федеральный закон от 28.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», обращения, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, если они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).