В 2021 году Управлением Роспотребнадзора по Костромской области рассмотрено 214 обращений граждан в области защиты прав потребителей финансовых услуг, из них письменных – 125, устных по «горячей линии» - 89. Количество обращений потребителей, получивших цифровые финансовые услуги, незначительно и составляет около 2% от общего количества обращений.
Наиболее часто в обращениях потребителей поднимались вопросы о непредоставлении банком при заключении кредитного договора своевременной и полной информации о дополнительных услугах; о заключении кредитного договора с обязательным приобретением дополнительных услуг, в том числе услуги страхования.
За истекший период 2022 года в управление обратилось 29 потребителей финансовых услуг, из них письменно - 21 , устно – 8.
По обращениям потребителей в 2021году было возбуждено в отношении кредитных организаций 13 дел об административных правонарушениях, из них 7 дел - за включение в кредитные договоры условий, ущемляющих права потребителя, и 6 – за непредоставление потребителю в договоре полной информации о финансовой услуге.
По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях в отношении виновных кредитных организаций вынесено 8 постановлений о привлечении к административной ответственности, наложено штрафов на общую сумму 126 тыс.рублей.
В ходе рассмотрения дел были признаны незаконными такие условия, как увеличение банком процентной ставки по кредиту в зависимости от времени использования заемщиком кредитных денежных средств; взимание банком вознаграждения за включения заемщика в программу страховой защиты; предоставление услуг «гарантия минимальной ставки», «назначь процентную ставку» и др.
Только в 2022 году управление по обращениям потребителей в сфере финансовых услуг в отношении ПАО «Совкомбанк» провело 7 внеплановых контрольно-надзорных мероприятий, по результатам которых было возбуждено 9 дел об административных правонарушениях. Банку выдано 2 предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Как и ранее, выявленные управлением нарушения прав потребителей касались включения банком в договор потребительского кредита условий, ущемляющих права потребителя и непредоставления потребителю при заключении договора информации о цене и потребительских свойствах дополнительных услуг.
Работа управления по защите прав потребителей в сфере финансовых услуг продолжается.