В 2022 году в Управление Роспотребнадзора по Костромской области поступило 2551 обращение. Преобладающее количество обращений – 85,6% поступило от граждан, в 2021 году – 88,5%, из органов государственной власти и органов местного самоуправления - 9,9%, в 2021 году - 10,9%, из общественных организаций - 0,2%, в 2021 году - 0,6%. Все поступившие в Управление обращения были приняты к рассмотрению.
Наибольшее количество обращений поступивших за 2022 год, как и в предыдущие годы, касалось нарушений прав потребителей - 51,5% (1315), в 2021 году - 39,9% (1182). Доля обращений на нарушения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения составила - 48,5% (1236), в 2021 году - 60,0% (1776).
Среди обращений по защите прав потребителей большее количество приходилось на нарушение прав потребителей в сфере розничной торговли – 55,5%, 19,8% связаны с дистанционной торговлей, на обращения в сфере услуг – 44,5% (585), в 2021 году - 43,7% (517), в том числе из общего количества обращений на услуги:
В отчетном году наблюдалось увеличение числа обращений на нарушения в сфере услуг по сравнению с прошлым годом на 13,1%, которое произошло за счет увеличения количества обращений на некачественное предоставление услуг бытового обслуживания населения, жилищно-коммунальных услуг и услуг связи.
В структуре жалоб на нарушение прав потребителей в сфере розничной торговли больше половины обращений связаны с продажей продовольственных товаров с использованием дистанционных каналов («Интернет», мобильные приложения) 19,8%.
В области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, поступившие обращения распределились следующим образом:
В структуре обращений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения наблюдается значительное увеличение количества обращений граждан, связанных с качеством питьевой воды и питьевом водоснабжении, с организацией питания населения и качеством пищевых продуктов, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалах и изделиях, и технологиях их производства сырье.
По результатам рассмотрения обращений гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в пределах установленной компетенции дано 2980 разъяснений. 501 обращение перенаправлено в соответствии с подведомственностью в иные органы исполнительной власти по вопросам, не относящимся к компетенции органов Роспотребнадзора.
Управление Роспотребнадзора по Костромской области принимает участие в судебной защите прав потребителей. В отчетном году в суды дано 20 заключений по делу. По итогам рассмотрения дел в пользу потребителей присуждено денежных средств сумме 543,6 тысяч рублей.
48 (2,2%) обращений послужили основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий. Подтвердились при проведении контрольно-надзорных мероприятий 60,4% обращений. По фактам нарушений, выявленных в результате рассмотрения обращений, составлен 51 протокол об административном правонарушении. По результатам рассмотрения обращений, хозяйствующим субъектам выдано 144 предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований.
В 2022 году специалистами Управления проводилось консультирование граждан, представителей коммерческих и некоммерческих организаций по телефонам тематических горячих линий по вопросам, касающимся соблюдения требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Всего было проведены 15 тематических горячих линий, в том числе, по вакцинопрофилактике, по профилактике гриппа и ОРВИ, профилактике КВЭ И ВИЧ-инфекции, качеству, безопасности и срокам годности пищевой продукции, в том числе плодоовощной продукции, хлебобулочных и кондитерских изделий, по защите прав потребителей, безопасности предоставления услуг детского отдыха, качеству и безопасности детских товаров и школьных принадлежностей, парфюмерно-косметической продукции, по туристским услугам и инфекционным угрозам за рубежом, по услугам такси и каршеринга, Всемирный день защиты прав потребителей и другие).
По телефонам «горячих линий» поступило 4262 звонков от граждан по различным вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей (по вопросам вакцинопрофилактики - 604, по вопросам профилактики клещевого вирусного энцефалита – 419, по оказанию туристических услуг и инфекционных угроз за рубежом - 95, по вопросам профилактики гриппа и ОРВИ - 643, по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции - 224 др.).
Управление Роспотребнадзора по Костромской области напоминаем, что прием обращений граждан в форме электронных сообщений производится исключительно путем заполнения специальной формы в разделе «Обращения граждан», размещенной на сайте Управления.
Почтовый адрес для направления письменных обращений: 156005, г. Кострома, б. Петрковский, д.5 Управление Роспотребнадзора по Костромской области.
В Управлении Роспотребнадзора по Костромской области работает телефонная горячая линия 8(4942) 42-34-01, по телефону которой можно позвонить для получения консультации или разъяснения по возникающим вопросам соблюдения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей в рабочие дни с 08-00 до 17-00 час. (время московское), перерыв с 12-00 до 13-00 час. и в Консультационном центре ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области" по адресу: г. Кострома, ул. Свердлова, д.23 ежедневно в рабочие дни с 10.00 час. до 12.00 час. и с 14.00 час. до 16.00 час. по телефону 8(4942) 47-33-26.
Консультации также можно получить в круглосуточном режиме по телефону Единого Консультационного Центра Роспотребнадзора 8(800)555-49-43 (звонок бесплатный).