О рассмотрении обращений граждан в 2022 году

В 2022 году в Управление Роспотребнадзора по Костромской области поступило 2551 обращение. Преобладающее количество обращений – 85,6% поступило от граждан, в 2021 году – 88,5%, из органов государственной власти и органов местного самоуправления - 9,9%, в 2021 году - 10,9%, из общественных организаций - 0,2%, в 2021 году - 0,6%. Все поступившие в Управление обращения были приняты к рассмотрению.

Наибольшее количество обращений поступивших за 2022 год, как и в предыдущие годы, касалось нарушений прав потребителей - 51,5% (1315), в 2021 году - 39,9% (1182). Доля обращений на нарушения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения составила - 48,5% (1236), в 2021 году - 60,0% (1776).

Среди обращений по защите прав потребителей большее количество приходилось на нарушение прав потребителей в сфере розничной торговли – 55,5%, 19,8% связаны с дистанционной торговлей, на обращения в сфере услуг – 44,5% (585), в 2021 году - 43,7% (517), в том числе из общего количества обращений на услуги:

  • на нарушения жилищно-коммунальных услуг - 21,7% (127), в  2021 году - 18,7% (97);
  • на медицинские услуги - 4,1% (26), в 2021 году – 8,3% (43);
  • на некачественное предоставление услуг связи - 8,5% (50), в 2021 году - 7,9% (41);
  • на транспортные услуги - 3,6% (21), в 2021 году - 5,8% (30);
  • на качество бытового обслуживания населения  - 14,8% (87) , в 2021 году - 12,4% (64);
  • на нарушения в сфере финансов - 24,1% (141), в 2021 году - 24,2% (125).

В отчетном году наблюдалось увеличение числа обращений на нарушения в сфере услуг по сравнению с прошлым годом  на 13,1%, которое произошло за счет увеличения количества обращений на некачественное предоставление услуг бытового обслуживания населения, жилищно-коммунальных услуг и услуг связи.

В структуре жалоб на нарушение прав потребителей в сфере розничной торговли больше половины обращений связаны с продажей продовольственных товаров с использованием дистанционных каналов («Интернет», мобильные приложения)  19,8%.

В области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, поступившие обращения распределились следующим образом:

  • об условиях проживания в жилых помещениях - 17,5% (217), в 2021 году - 24,2% (430);  
  • об организации питания населения - 6,6% (81), в 2021 году – 4,9% (87);
  • об атмосферном воздухе - 7,2% (89), в 2021 году -  9,3% (165);
  • о пищевых продуктах, пищевых добавках, продовольственном сырье, а также контактирующих с ними материалах и изделиях, и технологиях их производства - 11,3% (140), в 2021 году -  9,4% (167);  
  • об использовании других физических факторов - 7,1% (88), в том числе на шум - 5% (62), в 2021 году - 11,0% (196), в том числе шум - 7% (107);  
  • об эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования - 4,2% (52), в 2021 году - 4,1% (72);
  • о качестве питьевой воды и питьевом водоснабжении - 15,3% (189), в 2021 году - 8,8 (156);
  • об условиях воспитания и обучения - 5,1% (63), в 2021 году - 4,4% (78).  

В структуре обращений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения наблюдается значительное увеличение количества обращений граждан, связанных с качеством питьевой воды и питьевом водоснабжении, с организацией питания населения и качеством пищевых продуктов, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалах и изделиях, и технологиях их производства сырье.

По результатам рассмотрения обращений гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в пределах установленной компетенции дано 2980 разъяснений. 501 обращение перенаправлено в соответствии с подведомственностью в иные органы исполнительной власти по вопросам, не относящимся к компетенции органов Роспотребнадзора.

Управление Роспотребнадзора по Костромской области принимает участие в судебной защите прав потребителей. В отчетном году в суды дано 20 заключений по делу. По итогам рассмотрения дел в пользу потребителей присуждено денежных средств сумме 543,6 тысяч рублей.

48 (2,2%) обращений послужили основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий. Подтвердились при проведении контрольно-надзорных мероприятий 60,4% обращений. По фактам нарушений, выявленных в результате рассмотрения обращений, составлен 51 протокол об административном правонарушении. По результатам рассмотрения обращений, хозяйствующим субъектам выдано 144 предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований.

В 2022 году специалистами Управления проводилось консультирование граждан, представителей коммерческих и некоммерческих организаций по телефонам тематических горячих линий по вопросам, касающимся соблюдения требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей.

Всего было проведены ­15 тематических горячих линий, в том числе, по вакцинопрофилактике, по профилактике гриппа и ОРВИ, профилактике КВЭ И  ВИЧ-инфекции, качеству, безопасности и срокам годности пищевой продукции, в том числе плодоовощной продукции,  хлебобулочных и кондитерских изделий, по защите прав потребителей, безопасности предоставления услуг детского отдыха, качеству и безопасности детских товаров и школьных принадлежностей, парфюмерно-косметической продукции, по туристским услугам и инфекционным угрозам за рубежом, по услугам такси и каршеринга, Всемирный день защиты прав потребителей  и другие).

По телефонам «горячих линий» поступило 4262 звонков от граждан по различным вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей (по вопросам вакцинопрофилактики - 604, по вопросам профилактики клещевого вирусного энцефалита – 419, по оказанию туристических услуг и инфекционных угроз за рубежом - 95, по вопросам профилактики гриппа и ОРВИ - 643, по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции - 224 др.).

Управление Роспотребнадзора по Костромской области напоминаем, что прием обращений граждан в форме электронных сообщений производится исключительно путем заполнения специальной формы в разделе «Обращения граждан», размещенной на сайте Управления.

Почтовый адрес для направления письменных обращений: 156005, г. Кострома, б. Петрковский, д.5 Управление Роспотребнадзора по Костромской области.

В Управлении Роспотребнадзора по Костромской области работает  телефонная горячая линия 8(4942) 42-34-01, по телефону которой можно позвонить для получения консультации или разъяснения по возникающим вопросам соблюдения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей в рабочие дни с 08-00 до 17-00 час. (время московское),  перерыв с 12-00 до 13-00 час.  и  в Консультационном центре ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области" по адресу: г. Кострома, ул. Свердлова, д.23 ежедневно в рабочие дни с 10.00 час. до 12.00 час. и с 14.00 час. до 16.00 час. по телефону 8(4942) 47-33-26.

Консультации также можно получить в круглосуточном режиме по телефону Единого Консультационного Центра Роспотребнадзора 8(800)555-49-43 (звонок бесплатный).