По сложившейся традиции Международная Федерация потребительских организаций определила тематику праздника. В 2011году он вновь посвящен актуальной проблеме обеспечения прав граждан при получении финансовых услуг и пройдет под девизом «Потребители за честные финансовые услуги».
Это подтверждает очевидный приоритет вопросов защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг в первую очередь для самих потребителей и их общественных объединений во всем мире, так как доступ к получению безопасных, стабильных, «прозрачных», законных финансовых услуг в условиях глобализации имеет важное интернациональное значение независимо от того, в какой стране проживает гражданин-потребитель.
Начиная с 2007 года Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) последовательно и системно проводит работу, направленную на обеспечение прав потребителей на рынке финансовых услуг, результатом которой являются существенные положительные изменения как в структуре «охваченности» населения государственно-правовой защитой, так и повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности.
В Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Костромской области в течение 2010 года поступило и рассмотрено 51 обращение граждан по тематике потребительского кредитования (в 2009г. 28 обращений).
Значительный рост количества обращений обусловлен проводимой управлением работой по информированию потребителей, в том числе через СМИ, о законодательстве в сфере оказания банковских услуг и вытекающих из него правах граждан-заемщиков и обязанностях кредитных организаций.
В основном обращения граждан касались включения кредитными организациями в договор условий, ущемляющих права потребителей.
Например, взимание банками комиссий за открытие и ведение ссудного счета и за выдачу кредита, включение в договоры условия о санкциях за досрочное погашение кредита, навязывание дополнительных платных услуг, таких как открытие и ведение банковского счета, страхование жизни и здоровья заемщика. А также включение в договор условия, ограничивающего право потребителя на выбор места рассмотрения судебного спора.
Также граждане жаловались на непредоставление им кредитными организациями своевременной и надлежащей информации о предоставляемых банками услугах.
За нарушение прав потребителей на получение надлежащей информации о банковских услугах, а также за включение в договоры условий, ущемляющих права потребителей по сравнению с требованиями законодательства, в отношении банков составлено 8 протоколов об административных правонарушениях.
На банки наложены штрафы на общую сумму 75000 руб.
Управление все больше внимание уделяет практическим аспектам деятельности, связанной с защитой прав потребителей финансовых услуг. Так в судах общей юрисдикции в 2010 году управлением дано 28 заключений в защиту прав потребителей-заемщиков (в 2009г. - 11).
15 марта 2011 года в рамках Всемирного дня защиты прав потребителей в Костромской области силами управления и его территориальных отделов, силами органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей будут проведены различные публично-просветительские и иные акции, направленные на максимальное освещение тематики праздника и повышение уровня правовой и финансовой грамотности потребителей.
В управлении традиционно будет работать «горячая линия» по телефону 42-33-41 с 9.00 до 17.00 часов. С 14.00 до 17.00 будет проводиться прием потребителей по адресу: г. Кострома, б-р Петрковский, д. 5, каб. 1 «а».