Международный день зрения отмечается каждый год во второй четверг октября по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 2024 году он отмечается 10 октября, и проводится под девизом «Зрение – прежде всего!».
Основными целями Всемирного дня зрения являются повышение осведомлённости общества о проблемах, связанных с нарушениями зрения, и доведение информации о способах профилактики нарушений зрения. В 80% всех случаев нарушения зрения можно предотвратить или вылечить.
Актуальность проблемы
Зрение – одно из важнейших органов чувств, через которое человек получает более 90% информации о внешнем мире. Одной из актуальных проблем в настоящее время является снижение остроты зрения у детей и подростков. Профилактика нарушений зрения детей и подростков представляет собой комплекс мер, препятствующих утомлению зрительного анализатора и направлена на сохранение зрения детей. Особое значение профилактика нарушений зрения приобретает у детей в школьном возрасте в связи со значительной зрительной нагрузкой детей. У школьников среди нарушений зрения преобладает близорукость (миопия).
Основные факторы, способствующие развитию близорукости у школьников:
- неправильная посадка ребенка за рабочим столом
- несоответствие размеров мебели росту
- недостаточное освещение при подготовке уроков, чтении
- близкое расстояние глаз от мониторов, гаджетов
- длительный просмотр телевизионных передач, длительная работа за компьютером
- несоблюдение режима труда и отдыха при работе с компьютером
- нарушения здорового образа жизни: отсутствие физической активности, нарушения режима питания, сна и отдыха, несвоевременное прохождение медосмотров
Меры профилактики:
- соблюдение требований к освещенности помещений для учебных занятий: освещение в помещении должно быть равномерным и достаточным, при этом яркие источники света не должны находиться в поле зрения, организовать левостороннее освещение рабочего места;
- использование учебной мебели, соответствующей росту ребенка, рабочий стул должен быть со спинкой с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины;
- следить за позой ребенка за столами и партами на уроках и дома: писать или читать ребенок должен только за рабочим столом в правильной позе с ровной осанкой, расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 30-35 см, запрещать ребенку читать лёжа или на боку;
- в школах и занятиях в дошкольных образовательных организациях необходимо правильное рассаживание школьников в классах: в школах детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать за ближние к классной доске парты или столы. Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах (1 и 3 ряд при трехрядной расстановке парт), классные руководители должны менять местами, не нарушая соответствия мебели их росту;
- продолжительность использования различных электронных средств обучения на занятиях должны соответствовать гигиеническим нормативам: общая продолжительность использования компьютера на уроке не должна превышать - для детей 1 - 2 классов - 20 минут, 3 - 4 классов - 25 минут, 5 - 9 классов - 30 минут, 10 - 11 классов - 35 минут, занятия с использованием электронных средств обучения в возрастных группах до 5 лет не проводятся, для чтения, выполнения заданий обучающимися всех возрастных групп следует использовать преимущественно учебные издания на бумажных носителях;
- для профилактики нарушений осанки во время занятий должны проводиться соответствующие физические упражнения (физкультминутки), Перед началом занятий и каждый час работы помещение, в котором проводятся занятия, следует проветривать (не менее 15 минут) с учетом погодно-климатических условий, в присутствии детей следует избегать сквозняков;
- прививать ребенку принципы здорового образа жизни, такие как: прогулки на свежем воздухе, физические упражнения и здоровый сон не менее 7 часов, режимы труда и отдыха употреблять в пищу продукты богатые необходимыми для глаз витаминно-минеральным комплексом (морковь, свежая черника, апельсины, желтый болгарский перец, орехи, молочные и кисломолочные продукты, шпинат, листья салата, тыква, печень, рыба, яйцо), ограничить до минимума время работы за компьютером;
- показывать ребенка раз в год офтальмологу (если в семье есть родственники с миопией, то чаще), если назначено ношение очков, обязательно носить их;
- соблюдать режим образовательного процесса, чередованием непрерывной учебной деятельности на уроках и перерывами для проведения гимнастики для глаз.
Упражнения для профилактики зрительного утомления, рекомендуемые для включения в физкультурные минутки, согласно Приложению №3 к Методическим рекомендациям 2.4.0331-23 по обеспечению оптимизации учебной нагрузки в общеобразовательных организациях, утверждённых Главным государственным санитарным врачом РФ 10 ноября 2023 года.
Упражнения выполняются в исходном положении стоя, стопы вместе, руки опущены вдоль туловища.
1. Сильно зажмурить глаза на 3 - 5 секунд, затем открыть глаза на 3 - 5 секунд. Повторить 3 - 4 раза.
2. Быстро моргать примерно 5 - 7 секунд, закрыть глаза на 5 секунд. Повторить 3 - 4 раза.
3. Медленно поднять глаза вверх, затем опустить глаза вниз. Повторить 3 - 4 раза.
4. Медленно перевести глаза вправо, затем - влево. Повторить 3 - 4 раза.
5. Медленно вращать глазами по часовой стрелке, затем наоборот. Повторить 3 - 4 раза.
6. После 20 минут работы с использованием ЭСО делается пауза 20 секунд, во время которой рекомендуется смотреть на предметы, расположенные на расстоянии 6 м (20 футов) и более (комплекс "20-20-20").
7. Посмотреть на точку на стекле (любой близко расположенный предмет), затем перевести взгляд на далеко расположенный предмет (упражнение "с меткой на стекле"). Повторить 3 - 4 раза.
8. В максимально вытянутой руке держать небольшой, лучше яркий, предмет и внимательно смотреть на него. Затем необходимо медленно поднести предмет к носу. Как только предмет превратится в одно яркое пятно, досчитать до пяти и медленно отвести руку обратно. Повторить 3 - 4 раза.
9. Следить взглядом по заданной траектории различных предметов за воображаемыми цифрами, буквами, линиями или движущимися объектами. С целью профилактики травм в шейном отделе позвоночника предметы, используемые для проведения упражнений, размещаются во фронтальной плоскости.