В связи с предстоящим праздником тема выбора подарков приобретает особую актуальность. В качестве подарка большую популярность имеет парфюмерно-косметическая продукция.
В связи с этим обращаем внимание потребителей, что парфюмерная и косметическая продукция надлежащего качества обмену и возврату не подлежит. В этой связи необходимо помнить, что вернуть ее продавцу можно только в том случае, если в ней есть недостатки, либо если при покупке не была предоставлена необходимая и достоверная информация о товаре.
При продаже парфюмерной продукции продавец должен соблюдать требования Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-01), Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 (далее – Правила № 2463), Технического регламента ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 799.
Требования Технического регламента ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» распространяются на выпускаемую в обращение на территории государств - членов Таможенного союза парфюмерно-косметическую продукцию в потребительской таре.
Кроме этого, парфюмерная продукция должна соответствовать требованиям межгосударственных стандартов: ГОСТ 31678-2012 «Продукция парфюмерная жидкая. Общие технические условия» (стандарт распространяется на спиртосодержащую парфюмерную жидкую продукцию - духи, одеколоны, парфюмерные, туалетные и душистые воды) и ГОСТ 32853-2014 «Продукция парфюмерная твердая и сухая. Общие технические условия» (применяется с 01.01.2016).
Парфюмерные жидкости подразделяют на духи, парфюмерные, туалетные и душистые воды и одеколоны, которые отличаются значениями физико-химических показателей: суммой массовых долей душистых веществ, объемной долей этилового спирта, стойкостью запаха и прозрачностью жидкости.
Согласно ГОСТ 31678-2012 в зависимости от наименования парфюмерной жидкости изменяется показатель стойкости запаха. Так, например, для духов концентрированных стойкость запаха должна быть не менее 60 ч, а для одеколона – не менее 24 часов. Для душистой воды показатель стойкости не нормируется.
Парфюмерная продукция, соответствующая требованиям ТР ТС 009/2011, должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов ТС (обязательно должен быть поставлен знак Таможенного союза – большие буквы ЕАС).
Маркирование парфюмерно-косметической продукции проводится путем нанесения информации для потребителя в виде надписей, цифровых, цветовых и графических обозначений на потребительскую тару, этикетку, ярлык. Если к парфюмерно-косметической продукции есть сопроводительная информация (ярлык), то на продукцию наносится графический знак в виде кисти руки на открытой книге.
Маркировка парфюмерно-косметической продукции должна содержать следующую информацию:
- наименование, название (при наличии) парфюмерно-косметической продукции;
- назначение парфюмерно-косметической продукции, если это не следует из наименования продукции;
- косметика, предназначенная для детей, должна иметь соответствующую информацию в маркировке;
- наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну);
- страна происхождения парфюмерно-косметической продукции (если страна, где расположено производство продукции, не совпадает с юридическим адресом изготовителя);
- наименование и местонахождения организации (юридический адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (уполномоченный представитель изготовителя или импортер), если изготовитель не принимает претензии сам на территории государства - члена ТС;
- номинальное количество (объем или масса) продукции в потребительской таре, за исключением парфюмерно-косметической продукции номинальной массой менее 5 г, или номинальным объемом менее 5 мл, или пробника парфюмерно-косметической продукции;
- срок годности: дата изготовления (месяц, год) и срок годности (месяцев, лет), или надпись "годен до" (месяц, год) или "использовать до" (месяц, год);
- описание условий хранения в случае, если эти условия отличаются от стандартных;
- особые меры предосторожности (при необходимости) при применении продукции;
- номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию парфюмерно-косметической продукции;
- сведения о способах применения парфюмерно-косметической продукции, отсутствие которых может привести к неправильному использованию потребителем парфюмерно-косметической продукции;
- список ингредиентов/состав продукции (при этом, парфюмерную (ароматическую) композицию указывают как единый ингредиент без раскрытия ее состава).
Список ингредиентов может быть представлен либо на государственном языке, либо в соответствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов (INCI) с использованием букв латинского алфавита.
Наименование изготовителя, местонахождения изготовителя и название продукции могут быть написаны с использованием букв латинского алфавита. Страна происхождения парфюмерно-косметической продукции приводится на государственном(ых), официальном языке(ах) государств - членов ТС, в которых осуществляется реализация парфюмерно-косметической продукции.
С 1 октября 2020 года началась обязательная маркировка парфюмерной продукции, производимой и ввозимой на территорию РФ. Средство идентификации парфюмерной продукции наносится в виде двухмерного штрихового кода в формате Data Matrix. Все пробники до 3 мл включительно, духи в виде крема или в твердом виде не подлежат маркировке. Если объем пробника больше, и они используются для продажи, то маркировка нужна, если для других целей, то нет.
Чтобы убедиться в легальности товара нужно просканировать код маркировки с помощью приложения «Честный ЗНАК». Данное действие позволяет покупателю самостоятельно удостовериться в легальности происхождения товара, а также получить данные, как о самом товаре, так и о его производителе. Бесплатное мобильное приложение Честный ЗНАК для потребителей можно скачать на официальном сайте «Честный знак.рф». Приложение доступно для смартфонов на системе iOS и Android.
Отсутствие информации о товаре и изготовителе, двухмерного штрихового кода в формате Data Matrix ставит под сомнение качество, безопасность и происхождение реализуемой парфюмерии.
В соответствии с требованиями п. 67 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи при продаже парфюмерно-косметических товаров потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомиться с запахом духов, одеколонов, туалетной воды, а также иной парфюмерной продукции с использованием для этого бумажных листков, лакмусовых бумажек, пропитанных душистой жидкостью, образцов-понюшек, предоставляемых изготовителями товаров, и другими доступными способами, а также с иными свойствами и характеристиками предлагаемых к продаже товаров.
Следует помнить, что право на обмен товара надлежащего качества, предусмотренное ст. 25 Закона о защите прав потребителей, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 на парфюмерно-косметические изделия не распространяется. Поэтому при выборе парфюмерно-косметической продукции необходимо проявлять осмотрительность. Если Вы приобретете парфюмерию, запах которой потом Вам не понравится, косметическую продукцию, тон или свойства которой Вам не подходят, обменять или вернуть её будет нельзя.
Не следует покупать парфюмерные товары в розлив, так как действие Технического регламента и правил продажи на такую продукцию не распространяется.
Также не следует покупать парфюмерную продукцию в нестационарных торговых точках, в переходах, на улице, с рук.
Особое внимание, хотелось бы уделить приобретению парфюмерно-косметических товаров в Интернет-магазинах.
Обязательно обращайте внимание на организационно-правовую форму интернет-магазина, зарегистрирован ли он официально, как индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.
Юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации и осуществляющие продажу товаров дистанционным способом продажи товара на территории Российской Федерации, обязаны указывать полное фирменное наименование (наименование), основной государственный регистрационный номер, адрес и место нахождения, адрес электронной почты и (или) номер телефона.
Индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории Российской Федерации и осуществляющие продажу товаров дистанционным способом продажи товара на территории Российской Федерации, обязаны указывать фамилию, имя, отчество (при наличии), основной государственный регистрационный номер, адрес электронной почты и (или) номер телефона.
Указанная информация доводится до потребителя посредством ее размещения на сайте (при его наличии) и (или) странице сайта в сети «Интернет» (при его наличии), а также в программе для электронных вычислительных машин (при ее наличии).
В соответствии с п. 2 ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей» до заключения договора продавец должен предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара, адресе (месте нахождения) и полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о месте изготовления, цене, порядке оплаты товара, условиях его приобретения, доставке, сроках службы, годности и гарантийном сроке, а также о сроке действия предложения о заключении договора.
В момент доставки товара покупателю в письменной форме (в том числе с помощью электронных и иных технических средств) должна быть предоставлена информация о товаре, а также о порядке и сроках его возврата (п. 3 ст. 26.1 Закона № 2300-1; п. 18 Правил № 2463).
Важно знать, что при дистанционной продаже покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его получения, независимо от того, была ли произведена оплата товара (п. 4 ст. 26.1 Закона № 2300-1). После передачи товара покупатель вправе отказаться от товара надлежащего качества в течение семи дней. Если в момент доставки товара потребителю не была предоставлена письменная информация о порядке и сроках возврата товара, то покупатель вправе отказать от товара в течение трех месяцев с момента его передачи.
При этом, возврат товара надлежащего качества возможен в вышеуказанные сроки при соблюдении следующих условий:
- сохранены товарный вид, потребительские свойства товара, а также имеется документ, подтверждающий факт и условия его покупки. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
Может возникнуть ситуация, что при получении товара, купленного дистанционным способом – она приходит с нарушением целостности упаковки, разбитая, частично вытекшая и прочее. В любом случае, продукцию необходимо осматривать в пункте выдачи товара либо в присутствии курьера, доставившего посылку. При обнаружении нарушения целостности упаковки, Вам необходимо оформить претензию и/или акт осмотра товара в письменном виде и в двух экземплярах, и направить претензию продавцу.
Но и при соблюдении вышеперечисленных рекомендаций никто не застрахован от приобретения некачественного парфюмерно-косметического товара.
На основании п. 5 ст. 26.1 Закона № 2300-1 последствия продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом установлены положениями 18 - 24 указанного Закона, и аналогичны последствиям при приобретении товаров обычным способом.
При обнаружении в товаре недостатков, которые не были оговорены продавцом, покупатель вправе по своему выбору:
а) потребовать безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом;
б) потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
в) потребовать замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом цены товара (в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров эти требования подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков);
г) отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет покупатель должен возвратить товар с недостатками.
Покупатель вправе также потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Если вы приобрели товар ненадлежащего качества, то необходимо обратиться к продавцу с претензией, в которой изложить свои требования.
В случае отказа продавца выполнить ваши требования или если вы не согласны с его ответом, спор с продавцом решается в судебном порядке.