Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информирует о групповых заболеваниях с симптоматикой острых кишечных инфекций, зарегистрированных в период 26-27 июля текущего года среди российских туристов, отдыхающих в отеле «CLUBGUNESGARDEN» г. Аланья провинции Анталья в Турции.
Заболевания протекают, преимущественно, в легкой клинической форме. Было госпитализировано 50 пострадавших, среди которых преобладают дети.
Организовано медицинское обследование и амбулаторное лечение, по состоянию на 28.07.2011 в стационаре остаются 5 больных.
По предварительным данным, групповое заболевание связано с купанием в бассейне или употреблением инфицированных воды и пищи.
Санитарно-противоэпидемические мероприятия организованы учреждениями здравоохранения Турции. Проводятся лабораторные исследования окружающей среды (вода, пища) и материала от больных с целью определения возбудителя инфекции.
Ситуация находится на контроле Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, организовано взаимодействие с Генеральным консульством Российской Федерации в Анталье и Ассоциацией Туроператоров России.
В связи с названными обстоятельствами Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека также информирует потребителей о правовых основаниях возмещения вреда, причиненного здоровью потребителя и компенсации морального вреда, в вследствие недостатков услуги.
В соответствии с п.1 ст.7 Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ «О защите прав потребителей») потребитель имеет право на то, чтобы услугапри обычных условиях ее оказания была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя.
Согласно п.2 ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности услуги, подлежит возмещению в полном объеме в соответствии со ст.14 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Причиненный вред подлежит в данном случае возмещению исполнителем услуги любому потерпевшему независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем или нет(на основании ст.1095-1098 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), ст.ст. 7, 12, 14 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Компенсация морального вреда, размер которой не зависит от размера возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков, осуществляется на основании положений ст.1099-1101 ГК РФ, ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Кроме этого, требования о возмещении ущерба (вреда), возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, могут быть предъявлены страховщику (по договору страхования ответственности туроператора) либо гаранту (выдавшему туроператору банковскую гарантию).
В этом случае возмещение причиненного вреда должно осуществляться на основании письменного требования туриста и (или) иного заказчика.
При этом соответствующая выплата страховщиком осуществляется в зависимости от наступления страхового случая, а обязанность гаранта уплатить денежную сумму по банковской гарантии - от отказа туроператора возместить реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору (ст.ст. 17.1 и 17.4 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»).
В случае неудовлетворения имущественных требований потребителя, их разрешение возможно исключительно в судебном порядке. В этом случае в целях защиты прав потребителей Роспотребнадзор может быть привлечен судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в порядке, установленном ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей».