КАК ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ И ИСПОЛНЕНИИ ДОГОВОРА БЫТОВОГО ПОДРЯДА

Почти 40 % поступающих в управление Роспотребнадзора по Костромской области обращений, как устных, так и письменных, связано с выполняемыми для потребителей работами, оказываемыми услугами.
В основном граждане недовольны качеством бытовых услуг (изготовление и установка оконных, дверных блоков, натяжных потолков, жалюзи, мебели, ремонт бытовой техники и пр.). Также много нареканий на нарушение сроков выполнения заказов.
Лидируют по количеству жалобы на работу индивидуального предпринимателя Гуркина Д.А. и ООО «Виконт», директором которого также является Гуркин Д.А.
Как правило заказы эта фирма принимает по телефону. На дом к потребителям выходит замерщик, тут же составляется договор. Заказ обещает выполнить в течение короткого времени – за 2 недели, если будет оплачена большая часть стоимости, поэтому граждане, не раздумывая и не читая договор, все подписывают и вносят стопроцентную предоплату. Иногда даже не требуют в подтверждение платежный документ.
Когда же наступает оговоренная дата, оказывается, что в договоре срок совсем иной – не обещанные 2 недели, а 40 рабочих дней, то есть почти полтора месяца. Однако и установленный договором срок зачастую нарушается, а в расторжении договора и возврате денег потребителям отказывают. Качество выполненных «Виконтом» работ также оставляет желать лучшего. Приходится гражданам обращаться в суд, а потом ждать, когда господин Гуркин Д.А. выполнит справедливое решение.
Управление в таких ситуациях помочь потребителям не может, поскольку органы Роспотребнадзора не вправе в административном порядке понудить исполнителя вернуть деньги за невыполненный заказ, или заставить его качественно выполнить работу. А вот за включение в договор условий, ущемляющих права потребителей по сравнению с нормами законодательства о защите прав потребителей, предпринимателя Гуркина Д.А. уже привлекали к административной ответственности.
 
Подводя итог изложенному управление считает необходимым обратить внимание потребителей на типичные ошибки при размещении заказа и дать следующие рекомендации.
1. Не ориентируйтесь только на заманчивую рекламу о низких ценах и коротких сроках выполнения заказов. Поинтересуйтесь репутацией фирмы у знакомых, в сети Интернет.
2. Не стоит делать заказ по телефону. Случается потребители отдают деньги и даже не знают, кому. Документов нет, адрес неизвестен, а по взятому из рекламы номеру телефона больше не отвечают. В этом случае потребителю уже придется обращаться в органы полиции.
3. Подойдите в офис, убедитесь, что снаружи размещена вывеска, на которой указаны название и режим работы фирмы. В офисе обязательно должны быть свидетельство о регистрации предпринимателя или организации, перечень работ и услуг, их стоимость и цена используемых материалов, образцы этих материалов и готовых изделий, сроки выполнения и даже образцы заключаемых договоров. И все это в удобном для обозрения месте в наглядной и доступной форме. По требованию потребителя ему обязаны предоставить книгу отзывов и предложений.
3. Договор должен быть заключен обязательно в письменной форме (исключение – заказ, выполняемый прямо в присутствии потребителя). Все условия договора – срок выполнения, цена, материалы, цвет, размеры и т. д. – просите изложить в договоре или приложении к нему (смета, эскиз). Все договоренности на словах впоследствии трудно доказуемы.
В договоре в обязательном порядке должно быть наименование исполнителя – ФИО предпринимателя или название организации, вид услуги или работы, ее цена и наименование, описание и цена используемых материалов. Отметка об оплате заказа, даты его приема и исполнения, гарантийный срок, если он будет установлен. А также должность лица, принявшего заказ, его подпись и подпись потребителя.
3. Имейте в виду, что все условия заключенного договора, которые не соответствуют нормам законодательства о защите прав потребителей, являются недействительными. Поэтому поинтересуйтесь своими правами и обязанностями исполнителя, изложенными в Законе РФ «О защите прав потребителей» и Правилах бытового обслуживания населения.
4. Если исполнитель нарушил срок выполнения договора, потребитель вправе: требовать его расторжения или установить новый срок для выполнения, или заявить об уменьшении цены заказа, либо поручить его выполнение другому лицу за разумную плату и потребовать возмещения понесенных расходов.
Предусмотрена неустойка за нарушение срока в размере 3 % цены работы (услуги) или стоимости заказа за каждый день просрочки.
5. Со всей серьезностью подойдите к приемке выполненного заказа, подписанию акта. Все видимые, явные недостатки, отступления от условий договора, дефекты сразу же отразите в акте. Впоследствии доказать, что, допустим, трещина на стекле появилась при установке окна, а не по вине потребителя будет уже затруднительно.
6. При обнаружении недостатков работы (услуги) заказчик вправе по своему выбору потребовать их устранения в назначенный им разумный срок или уменьшения цены заказа, или его повторного выполнения, либо поручить выполнение другому лицу за разумную плату и потребовать полного возмещения понесенных убытков.
Расторгнуть договор и потребовать возмещения понесенных расходов заказчик вправе, если обнаружит существенные (неустранимые) недостатки или существенные отступления от условий договора, либо если исполнитель не устранит недостатки в установленный потребителем срок.
7. Как показывает практика предъявлять претензии устно, тем более в телефонном разговоре, бесполезно. Да и доказать потом, когда и что просил затруднительно, тем более не получится взыскать неустойку за нарушение срока. Свое требование необходимо изложить в заявлении, один экземпляр которого передать исполнителю, а второй попросить завизировать.

8. Если требование в установленный срок не удовлетворено, не ждите, обращайтесь в суд. Оказать помощь в составлении иска помогут в управлении или в другой организации, занимающейся защитой прав потребителей, либо в юридической консультации.