В настоящее время услуги по изготовлению и установке надгробных памятников оказывают многочисленные организации и индивидуальные предприниматели.
Отношения, возникающие между исполнителями и гражданами-потребителями при оказании таких услуг, регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей» и Правилами бытового обслуживания населения в РФ. Знание основных положений этих документов позволит потребителям оградить себя от многих конфликтных ситуаций.
Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах.
Потребителю следует обратить особое внимание на то, чтобы договор был оформлен исполнителем в письменной форме (квитанция, иной документ), имелись приложения к нему - эскиз, чертеж или др. Это необходимо для того, чтобы в случае несоответствия выполненного заказа условиям этого договора у потребителя было документальное основание для предъявления претензий.
В обязательном порядке договор должен содержать следующие сведения:
- наименование и адрес организации-исполнителя, а если исполнителем является индивидуальный предприниматель – его фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации;
- вид услуги (работы);
- цена услуги (работы);
- точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;
- отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе;
- даты приема и исполнения заказа;
- гарантийные сроки (если они установлены);
- должность и подпись лица, принявшего заказ, и подпись потребителя.
Исполнитель не вправе включать в договор, условия не соответствующие нормам перечисленных выше законодательных актов.
Не всегда исполнители добросовестно исполняют возложенные на них законом обязанности. Вот наглядный пример.
В управление обратился потребитель с жалобой на ООО «Фирма «МОМ» (г. Кострома, ул. Федосеева, 22а). Фирма отказала ему в устранении недостатков выполненной работы по изготовлению и установке надгробного памятника.
При рассмотрении обращения установлено, что в заключенный с потребителем договор исполнитель оговорил свои права на: внесение незначительных изменений в эскиз, без изменения общих форм и размеров памятника; отсрочку выполнения заказа в случаях непредвиденных обстоятельств (при этом под непредвиденными обстоятельствами исполнитель подразумевал, в том числе брак сырья, инструмента); отказ от исполнения договора без объяснения причин.
А вот права потребителя исполнитель ограничил. Так потребителю было предоставлено право на предъявление претензий к исполнителю только при выдаче или монтаже памятника. А если потребитель по своей инициативе расторгал договор, он обязан был оплатить весь объем восстановительных работ и пять процентов стоимости заказа. При этом денежные средства ему возвращались только после реализации памятника другому потребителю.
Все перечисленные условия ущемляют права потребителей, установленные законом.
Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с ненадлежащим качеством работы (услуги), как при ее приемке, так и после.
Потребитель вправе расторгнуть договор по своей инициативе в любое время и денежные средства ему должны быть возвращены в течение 10 дней за минусом расходов исполнителя, понесенных им на исполнение условий договора.
А вот у исполнителя права на односторонний отказ от исполнения заключенного с потребителем договора нет.
Не всегда корректно рассматриваются данной организацией и претензии потребителей.
ООО «Фирма «МОМ» привлечено управлением к административной ответственности за включение в договор условий, ущемляющих права потребителей по сравнению с нормами соответствующего законодательства.