Большое количество предприятий торговли , крупных торговых центров , рынков и мини-рынков предлагая широчайший ассортимент наименований пищевых продуктов, ежедневно ставят нас перед выбором какие, а главное, как выбрать для семьи продукты, которые будут вкусными и полезными и при этом не навредят здоровью. Каждый производитель старается сделать упаковку своей продукции яркой и красочной. Остается только узнать, что находится внутри этой упаковки. Для покупателя основным источником такой информации является этикетка. Это не просто произвольно написанная и приклеенная к продукту бумажка. Требования к маркировке продукции определены статьей 10 Закона о защите прав потребителей, ст 18 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов, национальным стандартом ГОСТ Р 51074-2003 Продукты пищевые. Информация для потребителя. Согласно указанным документам производитель на этикетке должен представить достоверную информацию о продукте, его составляющих, свойствах, условиях и сроках хранения и т.д. то есть всё то, чт позволит потребителю сделать правильный осознанный выбор.
Вместе с тем, в ходе проведения плановых и внеплановых проверок специалистам службы приходится сталкиваться с различными нарушениями при реализации пищевых продуктов: при торговле новыми видами продукции в торговом зале или отделе, осуществляющем торговлю, отсутствует информация о потребительских свойствах продуктов питания, входящих в их состав компонентах, пищевых добавках, рекомендации по приготовлению и использованию.
Скоропортящиеся пищевые продукты, потребительская тара которых не позволяет осуществить их реализацию одномоментно (например, мясные изделия в парогазопроницаемых оболочках, вакуумной упаковке, массой более 1 кг, салаты и готовые охлажденные многокомпонентные блюда в таре от 1 до 3 кг), реализуются в течение нескольких дней вместо предусмотренных законодательством не более 12 часов с момента вскрытия упаковки.
Нарушаются условия хранения (температура, влажность) , установленные предприятием- изготовителем . Нередко охлажденная продукция подвергается неоднократному замораживанию и размораживанию.
Часто покупая упаковку пищевого продукта невозможно найти дату выработки. Место, где она размещена, размыто; маркировка нечеткая или нечитаемая. На многих продуктах ( мясные и колбасные изделия, хлебобулочные продукты и др.) дата изготовления указывается оттисками на металлических или пластиковых клипсах( на « хвостиках» продукта». Поэтому при покупке например 200гр варенной колбасы, отрезанной от целого батона , покупатель не знает, когда продукция выработана, истек ли срок её реализации. Все это и ряд других нарушений могут привести к возникновению пищевых травлений и инфекционных заболеваний.
Поэтому отправляясь за покупками следует руководствоваться следующими основными правилами: маркировка продукта должна быть на русском языке, легко читаемой, содержащей информацию о наименовании продукта, предприятии – изготовителе с указанием его полного адреса, составе продукта, пищевой и энергетической ценности, условиях и сроках хранения. Если вы покупаете расфасованный продукт или вам отпускают какую-то часть от целой потребительской упаковки, не стесняясь, требуйте, чтобы продавец показал маркировочный ярлык. По действующему законодательству маркировочный ярлык должен храниться до полной реализации товара. Помните, что запрещаются к реализации пищевые продукты, не имеющие документов, подтверждающих их качество; продукты, с нарушением целостности упаковки и в загрязненной таре, без этикеток; хранящиеся с нарушением температурного режима; консервы, имеющие дефекты в виде бомбажа, хлопуши, подтеков, деформаций и др.; загнившие, испорченные с нарушением целостности кожуры овощи и фрукты; дефростированные и повторно замороженные ; продукты с истекшими сроками годности.
Если вы видите указанные выше нарушения или если маркировка продуктов не четкая, имеет следы подчистки, перемаркировки или вообще отсутствует – не оставайтесь равнодушными. В первую очередь откажитесь от покупки таких продуктов; потребуйте книгу отзывов ( жалоб и предложений) и сделайте запись об увиденном. Обратитесь с письменным заявлением в управление Роспотребнадзора по Костромской области для проведения дальнейшего расследования с целью не допущения возникновения заболеваний граждан, связанных с употреблением недоброкачественных пищевых продуктов.