Ровно 20 лет назад, 7 февраля 1992 года, в Российской Федерации был принят Закон «О защите прав потребителей».
Несмотря на то, что документ принят в сложный период только нарождающихся в нашей стране рыночных отношений, он заложил важнейшие механизмы государственной и общественной защиты соответствующих потребительских прав граждан, что позволило достаточно эффективно сбалансировать их интересы с интересами предпринимателей и в конечном итоге на многие годы вперед получить целый комплекс системообразующих правовых норм, постоянно доказывающих свою действенность и жизнеспособность.
На протяжении прошедших 20 лет в Закон вносились изменения и дополнения, документ постоянно актуализируется и дополняется новыми положениями, которые призваны максимально отвечать реалиям времени, изменениям в общественных отношениях, но его суть, основные положения остались неизменными.
Так, целый ряд по своему новаторских положений появился в Законе «О защите прав потребителей» в 2004 году, в период проведения широкомасштабной административной реформы федеральных органов исполнительной власти, что обусловило не только привнесение в Закон очередных важнейших изменений, имевших прикладной характер, но и передачу функций по государственному контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей вновь созданному органу - Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзору).
Роспотребнадзор инициировал дополнительный блок масштабных новаций.
Так, норма Закона об обязательной информации о товарах (работах, услугах) была дополнена положениями, согласно которым при предоставлении кредита гражданам стало являться обязательным своевременное предоставление достоверных сведений о размере кредита, полной сумме, подлежащей выплате потребителем, и графике погашения этой суммы, что стало значимым барьером на пути недобросовестных практик в таком активно развивающемся сегменте сферы услуг, как область потребительского кредитования.
В числе других новых положений - конкретизация понятий неоднократного и грубого нарушения прав потребителей, как оснований для инициативного обращения в суд с заявлениями о ликвидации изготовителя либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.
В настоящее время на качественно новый уровень должна выйти реализация права потребителей на просвещение, посредством организации системы информирования потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.
Таким образом, в настоящее время в системе общественных отношений Российской Федерации, в целом созданы базисные правовые и организационные механизмы для действенной и эффективной защиты прав и интересов потребителей.
Направлениями деятельности Управления Роспотребнадзора по Костромской области являются выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере защиты прав потребителей, оказание помощи потребителям в досудебном порядке, а также при судебных разбирательствах.
Эта работа проводится и в ходе рассмотрения обращений потребителей, и при проведении контрольно-надзорных мероприятий, и при обращении управления с исками в защиту прав потребителей, при выступлении в судах в защиту прав и законных интересов конкретных потребителей.
За 2011 год в управление поступило 2859 обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей, из них 630 письменных и 2090 устных.
Среди письменных обращений больше всего было жалоб, связанных с ненадлежащим качеством товаров, в основном технически сложных товаров бытового назначения, – 56,1% от общего количества. 43,9 % жалоб на сферу услуг.
443 обращений граждан касались жилищно-коммунальных услуг, 58 связаны с нарушениями в сфере потребительского кредитования.
В 2011 году Управлением проведено 462 проверки исполнения хозяйствующими субъектами требований законодательства по защите прав потребителей, из них 263 в плановом порядке. В результате контрольно-надзорной деятельности выявлено 916 нарушений, в том числе в сфере торговли - 538. По результатам проверок вынесено 858 постановлений о привлечении к административной ответственности. Наложено штрафов на сумму 1533 тыс. руб. Внесено 66 представлений.
Управлением подано в защиту неопределенного круга потребителей 5 исков, 4 из которых удовлетворены. Дано 40 заключений по делу в судах в целях защиты прав потребителей, в результате в пользу потребителей присуждено денежных средств на общую сумму 600,97 тыс. руб.