На территории области население обеспечивается питьевой водой из 11 поверхностных водозаборов, оборудованных на 8 реках и 1360 подземных водоисточников. Для обеспечения населения водой используются в основном подземные источники, геолого-гидрогеологические условия которых обуславливают высокие естественные фоновые концентрации железа, марганца, минерализации, а в северной и северо-восточной части территории области и бора.
В существующих условиях с целью обеспечения качества воды внедрение водоподготовки является обязательным практически всех эксплуатируемых систем водоснабжения.
По данным лабораторных исследований проб воды у потребителя при централизованном водоснабжении удельный вес неудовлетворительных результатов по микробиологическим показателям составил 4,5%, по санитарно-химическим показателям - 26,8%. Удельный вес проб воды, отобранных из нецентрализованной системы питьевого водоснабжения (колодцы, каптажи родников), не соответствующих требованиям санитарных правил и норм по микробиологическим показателям составил 25,3%, по санитарно-химическим показателям - 23,3%.
Ранжирование приоритетных загрязнителей питьевой воды по численности экспонированного населения показало, что 31,2% жителей области употребляют воду из централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, не отвечающую гигиеническим нормативам по содержанию железа, 1,7%-марганца, 0,2%-хлоридов, 7,5%-бора, 1,3%-минерализации.
Вспышек инфекционных, паразитарных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний, связанных с водой, среди населения на территории области не зарегистрировано.
Деятельность Управления в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществлялась в соответствии с требованиями, установленными Федеральными законами от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 07.12.2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. В 2015 году были проверены субъекты, эксплуатирующие централизованные системы водоснабжения, независимо от организационно-правовой формы.
Одним из индикаторов состояния водопроводного хозяйства и качества подаваемой питьевой воды являются жалобы населения. В 2015 году рассмотрено 116 обращений граждан на неудовлетворительные органолептические свойства воды (в 2014 году-37).
В ходе государственного санитарно-эпидемиологического надзора за водоснабжением населения выявлено 2772 нарушения, по устранению которых хозяйствующим субъектам выданы предписания об устранении нарушений требований санитарных правил и норм.
Вынесено 126 постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа (в том числе 45 судами) на общую сумму 1823,1 тыс. руб.
Подано 3 иска в суд об обязании хозяйствующих субъектов устранить нарушения санитарного законодательства.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» Управлением направлены в органы местного самоуправления и в организации, осуществляющие холодное водоснабжение, 114 уведомлений о несоответствии нормативам качества питьевой воды, установленном по результатам государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля.
Вопросы качества питьевого водоснабжения населения, проведения мероприятий в границах территории зон санитарной охраны, направленных на защиту мест водозаборов и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения, предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения, в течение года неоднократно рассматривались в администрации Костромской области, в том числе по качеству воды в пос. Красное-на-Волге, в населенных пунктах Костромского района, г. Волгореченске, Галиче, об организации первого пояса зоны санитарной охраны для поверхностных водоисточников в г.г. Костроме, Нерехте.
Главам 16 муниципальных образований направлены предложения для принятия управленческих решений.
Работа по обеспечению населения качественной питьевой водой является приоритетным направлением в деятельности Управления и будет продолжена.
За предоставление жителям области услуги холодного водоснабжения ненадлежащего качества, т.е. не соответствующей санитарным нормам и правилам, поставщики услуги холодного водоснабжения, управляющие компании несут не только административную ответственность, но и гражданско-правовую.
На основании статьи 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», подпункта «д» пункта 33, пункта 98 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 (далее – Правила), потребитель имеет право на снижение размера платы при оказании ему некачественной услуги.
В соответствии с пунктом 2 приложения № 1 к указанным Правилам состав и свойства холодной воды должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01). Отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
При несоответствии состава и свойств холодной воды размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета).
Для снижения размера платы за холодную воду предлагаем потребителям обратиться в управляющую компанию либо к поставщику услуги с письменной претензией (образец ниже).