При подготовке ребенка в школу, родителям необходимо обратить особое внимание на выбор портфеля, школьной формы, оснащение рабочего места школьника:
- портфели (ранцы) для школьников должны быть снабжены формоустойчивой спинкой, необходимо учесть вес портфеля для обучающихся начальных классов должен быть не более 600-700 грамм, для обучающихся средних и старших классов - не более 1000 грамм. Очень важно (особенно в младших классах) правильно подобрать школьный ранец. Основные критерии: широкие, регулируемые по длине ремни с амортизирующими прокладками, жёсткая недеформируемая спинка. Портфели и ранцы ученические должны иметь детали и (или) фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане и изготовляться из материалов контрастных цветов. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1–2 классов — 1,5 кг, 3–4 классов — 2 кг, — 5–6 — 2,5 кг, 7–8 — 3,5 кг, 9–11-х — 4 кг. В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательной организации, второй — для приготовления домашних заданий.
- при выборе школьной формы необходимо обратить внимание на маркировку, ярлык, ткань, запах, крой, подкладку, документацию. Наличие сопроводительной документации (сертификаты о соответствии на изделие – одежда и изделия 2-го слоя из текстильных материалов, трикотажные) является гарантией безопасности школьной формы для здоровья ребенка. Данные документы продавец обязан предъявить покупателю по первому требованию. Школьная форма должна соответствовать требованиям ТР ТС 007/2011 от 23.09.2011г. «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». Одежду нужно выбирать только из качественных, натуральных материалов. Синтетика обладает целым рядом минусов, которые перечеркивают все ее достоинства:
- одежда из синтетики не пропускает воздух и не согревает в холод – ребенок потеет и может простудиться;
-синтетические ткани накапливают статическое электричество – у школьника повышается утомляемость и раздражительность, он хуже усваивает материал;
-синтетика легко притягивает грязь и микробов.
Для оснащения рабочего места школьника должна использоваться мебель, изготовленная из материалов безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики:
- письменный стол должен стоять в самом освещенном месте в комнате, это место вблизи окна.
- свет должен падать на рабочую поверхность стола с левой стороны (в дневное время - свет от окна, в вечернее время - свет от настольной лампы); настольная лампа устанавливается в левом дальнем углу стола. Если ребенок левша, свет на рабочую поверхность стола должен падать справа, и в таком случае настольная лампа устанавливается в правом дальнем углу письменного стола;
- при наличии компьютера: монитор, колонки устанавливаются на письменный стол, клавиатура и мышь – на выдвижную подставку, если таковая имеется, системный блок расположить сбоку от стола.
Для сохранения концентрации внимания при подготовки домашнего задания, на поверхности стола не должно быть никаких лишних предметов (игрушек, гаджетов, неиспользуемых канцелярских принадлежностей).
В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья необходимо с первых дней обучения воспитывать и формировать правильную рабочую позу ребенка за столом. Для этого необходимо обеспечить рабочее место мебелью в соответствии с его ростом, приучить сохранять правильную рабочую позу: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.
Соблюдение данных рекомендаций сохранит здоровье ребенку и поможет лучшему освоению школьных программ.