Способы обмана потребителей расширяются.
В последние годы в адрес Управления поступают многочисленные обращения потребителей о несоответствии указанной на ценнике стоимости товара цене его реализации в магазинах «самообслуживания».
Конечно, несоответствие цены товара, указанной на ценнике, его фактической стоимости может случиться и в результате ненадлежащего исполнения работниками магазина своих обязанностей. Например, из-за того, что после переоценки товара они не потрудились своевременно сменить ценники.
Не выполняя должным образом свои должностные обязанности, сотрудники магазина нарушают требования статьи 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», в силу которой продавец обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. В том числе своевременно, до заключения договора купли-продажи, должна быть предоставлена достоверная информация о стоимости товара.
В силу статьи 12 Закона, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора достоверную информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения убытков.
Таким образом, если потребитель при расчете за товар обнаружил, что заплатил за него больше, чем указано на ценнике или на маркировке предварительно расфасованного в магазине товара, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, т.е. разницы между ценой, указанной на ценнике или на маркировке, и фактической стоимостью товара.
Следует обратить внимание на еще один незаметный способ обмана – взвешивание товара при его расфасовке вместе с тарой.
Значительная часть весовых пищевых продуктов предварительно расфасовывается в магазине на лотки из полимерных материалов. Масса этих лотков иногда достигает 6 граммов.
В силу пункта 36 Правил продажи отдельных видов товаров цена продовольственных товаров, продаваемых вразвес, определяется по массе нетто, т.е. без тары, упаковки.
Но продавцы при взвешивании товаров зачастую забывают включать на электронных весах такую функцию, как тарокомпенсатор, с помощью которого взвешивание товара производится без учета массы упаковки.
В результате «забывчивости» продавцов потребителю приходится оплачивать по цене товара еще и тару.
За любой обман потребителей предусмотрена административная ответственность.
При наличии обращения потребителя, фото с изображением ценника и маркировки товара (при наличии на фото даты) специалисты Управления вправе сразу возбудить в отношении недобросовестных продавцов дело об административном правонарушении по каждому случаю обмана.