С принятием данного законодательного акта, устанавливающего правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, расширилась нормативная правовая база регулирования отношений с участием потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства, поскольку отдельные нормы Закона «О теплоснабжении» устанавливают права и обязанности потребителей соответствующего энергоресурса - физических лиц, т.е. граждан, приобретающих тепловую энергию или теплоноситель для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
При этом следует иметь в виду, что в том случае, когда тепловая энергия (теплоноситель) является коммунальным ресурсом, то при правоприменении Закона «О теплоснабжении» применительно к отношениям с участием потребителей услуг ЖКХ необходимо учитывать соответствующие сопрягающиеся положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, устанавливающих, что в состав предоставляемых гражданам коммунальных услуг входит деятельность исполнителя по горячему водоснабжению и отоплению жилых помещений.
Так, поскольку пункт 4 части 8 статьи 15 Закона «О теплоснабжении» устанавливает, что договор теплоснабжения в числе существенных условий должен определять ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, а также за нарушение режима потребления тепловой энергии, данное условие не должно умалять права потребителей и противоречить в соответствующей части разделу IX Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, закрепляющему, среди прочего, ответственность исполнителя коммунальных услуг за нарушение прав потребителей на их качественное предоставление.
Важные положения содержатся в статье 22 Закона «О теплоснабжении», регламентирующей порядок ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям в случае ненадлежащего исполнения ими договора теплоснабжения, который в любом случае предполагает, что теплоснабжающая организация должна предупредить в письменной форме потребителя о возможности введения указанного ограничения в случае неуплаты им задолженности. Причем Законом «О теплоснабжении» особо оговорено, что ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющим своих обязательств по оплате потребленных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям.
Кроме того, часть 1 статьи 22 Закона «О теплоснабжении» определяет, что ограничение теплоснабжения должно производиться в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Однако поскольку в настоящее время самостоятельный (специальный) подзаконный акт на этот счет отсутствует, представляется очевидным, что до его принятия исполнитель услуг по теплоснабжению имеет право приостанавливать или ограничивать только подачу горячей воды в порядке, установленном разделом X Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, т.е. должен руководствоваться положениями подпункта д) пункта 50 указанных Правил.
На дальнейшее совершенствование нормативно-правового регулирования отношений в сфере ЖКХ направлен и Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской федерации» (далее - Закон № 237-ФЗ), большинство положений которого призвано упорядочить вопросы ценообразования в данной отрасли.
В частности, изменениями, внесенными Законом № 237-ФЗ в Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» предусмотрено создание специализированной государственной информационной системы, обеспечивающей сбор и обработку информации о всех тарифах организаций коммунального комплекса и нормативах потребления коммунальных услуг на территории Российской Федерации. При этом закреплено, что федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов определяет перечень и условия предоставления информации по вопросам платы граждан за коммунальные услуги, включая периодичность, способы, сроки и формат ее предоставления, для целей функционирования создаваемой государственной информационной системы.
Все это в совокупности с иными инициативами законодателя должно повысить открытость организаций коммунального комплекса для потребителей, сделать более прозрачной соответствующую систему ценообразования и привести к снижению количества нарушений законодательства в сфере ЖКХ.