Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в связи с продолжающимся нестабильным внутриполитическим положением в Египте, представляющим реальную угрозу безопасности российским туристам, традиционно в массовом количестве отдыхающим в данной стране, информирует о нижеследующем.
Правовую основу обеспечения безопасности потребителей туристских услуг в соответствующей взаимосвязи с положениями статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» в общем и целом определяют положения статьи 14 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», согласно которой «в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения».
Той же нормой закреплено, что федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма информирует туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания.
Если раньше Ростуризм, являющийся таким органом, не спешил с реализацией имеющихся у него на этот счет функций, на что Роспотребнадзор был вынужден указать ему в соответствующем письме от 13.12.2012 № 01/17403-0-23 (в связи с нападением акул на людей в том же Египте), на этот раз Ростуризмом на основании пункта 5.3.2 Положения о Федеральном агентстве по туризму, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 901, и Административного регламента Федерального агентства по туризму по предоставлению государственной услуги по информированию в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания, утвержденного приказом Ростуризма от 19.12.2007 № 141, оперативно был издан приказ от 29 января 2011 № 13 «О принятии неотложных мер в связи с ситуацией в Арабской Республике Египет», пунктом 4 которого туроператорам, турагентам (их объединениям) рекомендовано:
«с 29 января 2011 года приостановить отправку российских туристов в Египет на период существования угрозы безопасности (до нормализации обстановки);
рекомендовать туристам, уже находящимся в Египте, не покидать территорий гостиничных комплексов и иных мест временного пребывания;
принять все зависящие от них меры для обеспечения безопасности российских туристов, в том числе оказать содействие российским туристам, желающим покинуть Египет, в досрочном возвращении на Родину;
информировать российских туристов о порядке возврата стоимости за неоказанные туристские услуги».
Соответствующие предостережения, связанные с последними событиями в Египте, в частности, о том, что «в сложившейся обстановке следует воздержаться от поездок в Египет с туристическими целями» содержатся в заявлении официального представителя МИД России А.К. Лукашевича, сделанном 28 января 2011 года.
Таким образом, как для субъектов туристской деятельности, так и для самих туристов, в отношении поездок в Египет очевидно наступление обстоятельств, применительно к которым сторонам договора о реализации туристского продукта надлежит руководствоваться теми положениями статьи 14 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»,в соответствии с которыми при расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.
Обязанность по возврату соответствующих денежных средств в случае реализации туристом своего законного права на одностороннее расторжение договора лежит исключительно на туроператоре (турагенте) как стороне договора о реализации туристского продукта. При уклонении туроператора (турагента) от исполнения этой законодательно закрепленной обязанности добровольно, защита соответствующего нарушенного права туриста будет обеспечиваться в судебном порядке. Причем в таком случае степень ответственности обязанной стороны возрастет за счет возможного применения к ней соответствующих гражданско-правовых мер.
В настоящее время Роспотребнадзором дополнительно изучается вопрос по поводу того - в какой степени факт продолжения отправки российских туристов в Египет связан с замалчиванием туроператорами вышеназванных законодательных положений, позволяющих потребителям отказаться от поездки и требовать возврата всей суммы, уплаченной за соответствующий объективно невостребованный турпродукт.
В этой связи Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека полностью поддерживает позицию, выраженную в совместном заявлении Минспорттуризма России и Ростуризма от 30 января 2011 года относительно того, что оказание услуг по организации путешествий российских туристов в Египет в условиях действенной угрозы безопасности является грубым нарушением законодательства Российской Федерации.
Совершенно очевидно, что продолжение туристской деятельности в данном направлении сегодня означает ничто иное как «сознательное» не обеспечение соблюдения положений статьи 6 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», согласно которой туристы имеют право на обеспечение личной безопасности, а также общих требований статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», закрепляющей право потребителя на то, чтобы услуги, в том числе туристские, были безопасны для жизни и здоровья потребителя.