Всемирный день прав потребителей отмечается ежегодно 15 марта. Именно в этот день в 1961 году впервые было сформулировано понятие «потребитель» и названы четыре основных права потребителя:
- на информацию,
- на безопасность,
- на осознанный выбор,
- быть услышанным.
Позже Всемирная организация потребителей (Consumers International — CI) дополнила их следующими правами:
- на возмещение ущерба,
- на потребительское образование,
- на удовлетворение базовых потребностей,
- на здоровую окружающую среду.
Впервые Всемирный день прав потребителей отмечался 15 марта 1983 года. Спустя два года 9 апреля 1985 года Генеральная Ассамблея ООН приняла руководящие принципы для защиты интересов потребителей.
С принятием этих принципов потребительские права получили международное признание. В них предусмотрены положения, которыми должны руководствоваться правительства при определении политики и разработке законодательства в области защиты интересов потребителей. Принятие резолюции ООН способствовало развитию международного сотрудничества в этой области.
В России указанная дата широко стала отмечаться с 1994 года.
Особенностью этого праздника является то, что каждый год определяется единая для всего мира тематика. В этом году Всемирный день прав потребителей проводится под девизом «Расширение прав и возможностей потребителей посредством перехода к потреблению экологически чистой энергии и продукции».
Россия – сторона Парижского соглашения по климату. При этом российскую энергетику в целом отличает высокая доля экологически чистых источников энергии (39,3% – это низкоуглеродная электрогенерация, из них на АЭС приходится 19,7 %, ГЭС – 19,1%). Еще 47,7% электрической энергии вырабатывается на основе природного газа, выбросы углекислого газа от которого также крайне низкие.
Сегодня действия по расширению прав и возможностей потребителей сосредоточены вокруг увеличения доступа к чистой энергии по трем основным направлениям:
- энергетически чистые дома (отопление, охлаждение, приготовление еды, холодильники, энергоэффективность строений);
- энергетически чистый транспорт;
- чистое электроснабжение.
При этом защита и расширение прав и возможностей потребителей всегда были связаны с обеспечением здоровой, устойчивой окружающей среды, справедливого распределения ресурсов и созданием экономических систем, работающих для людей как потребителей. Однако от нас зависит переход в кратчайший срок на экологически чистые товары, иначе мы будем окружены загрязнением и токсинами, вызванными производством, использованием и утилизацией неэкологичных товаров. Именно выбор потребителей способен повлиять на повсеместное внедрение бережливых подходов к производству товаров и услуг.
В соответствии с Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 г. №1523-р, предусмотрено определение мероприятий по переходу на более экологичные виды топлива и по повышению энергоэффективности жилья. Основной задачей Стратегии, в части охраны окружающей среды, является снижение объема выбросов парниковых газов и энергетической эффективности.
Роспотребнадзором утвержден план мероприятий, приуроченных к Всемирному дню прав потребителей, предусматривающий освещение проблематики в СМИ, проведение информирования и консультирования граждан на личных приемах, а также в дистанционном формате, разъяснение актуальных аспектов законодательства о защите прав потребителей, оказание практической помощи потребителям среди различных групп населения в контексте рационального потребления (здоровый рацион питания, органическая продукция, экологически чистая потребительская упаковка, энергосбережение в сфере ЖКХ).
Управлением Роспотребнадзора по Костромской области указанная работа ежегодно осуществляется в сотрудничестве всех участников национальной системы защиты прав потребителей, к которым отнесены государственные органы власти, органы местного самоуправления, общественные организации потребителей, что способствует комплексному подходу к обеспечению эффективной защиты прав потребителей, повышению качества и результативности проводимой информационной работы.