ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
8 (4942) 42-34-01
Время работы: 08:00-17:00

Перерыв 12:00-13:00
Выходные дни:
Суббота, Воскресенье.
 
ОБ УПРАВЛЕНИИ
                          
 
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ
                          
 
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
                          
 
Профилактика инфекционных заболеваний
                                        
 
Санитарный надзор
                                        
 
Защита прав потребителей
                                        
 
                               
 
                               
 
                               
 
Государственная регистрация
                                        
 
Проверочные листы
                                        
 
План мероприятий по контролю
                                        
 
Информация о проведенных проверках
                                        
 
Лицензирование
                                        
 
Реестры
                                        
 
Социально-гигиенический мониторинг
                                        
 
Организация и обеспечение деятельности
                                        
 
Регистрация уведомлений
                                        
 
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА
                          
 
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА И КАДРЫ
                          
 
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
                          
 
ПРЕСС-ЦЕНТР
                          
 
ДОКУМЕНТЫ
                          
 
РОСПОТРЕБНАДЗОР
                          
 
МЕРОПРИЯТИЯ
                          
 
АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ
                          
 
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ
                          
 
ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
                          
 
ДЛЯ ГРАЖДАН
                          
 
АБИТУРИЕНТАМ
                          
 
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ
                          
О девизе Всемирного дня прав потребителей в 2024 году
14

Девизом Всемирного дня прав потребителей в 2024 году, отмечаемого ежегодно 15 марта, станет название: «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей».

В последние годы искусственный интеллект стал неотъемлемой частью цифрового мира, проникнув в большинство сфер жизни людей от профессиональной деятельности до развлечений, оказав огромное влияние на развитие ключевых областей экономики – банкинга, ретейла, медицины и промышленности.

Несмотря на множество преимуществ искусственного интеллекта, в Роспотребнадзоре обеспокоены тем, что его применение может иметь серьёзные последствия для безопасности потребителей, такие как распространение ложной информации и нарушение конфиденциальности.

Современные цифровые сервисы, как правило, содержат значительные объемы информации или представляют широкий ассортимент товаров и услуг, которые в совокупности позволяют удовлетворить индивидуальные потребности большого числа пользователей. Ключевой задачей сервиса является формирование наиболее релевантного ответа на запрос пользователя, независимо от того, насколько точно этот запрос оформлен. От того, насколько успешно решается эта задача, напрямую зависит экономическая состоятельность и конкурентоспособность сервиса, поскольку каждая успешная транзакция пользователя тем или иным образом коммерциализируется.

Для систематизирования этичной практики и обобщения подходов разработаны рекомендации в развитие положений Кодекса этики в сфере ИИ по применению рекомендательных технологий и алгоритмов, основанных на искусственном интеллекте, в цифровых сервисах, рекомендуемые к применению при разработке и настройке рекомендательных алгоритмов, а также при внедрении и эксплуатации функционала персонализированных рекомендаций в цифровых сервисах различного типа. Рекомендации предлагаются для добровольного исполнения компаниями, использующими рекомендательные системы в цифровых сервисах.

Особенности предоставления информации с применением рекомендательных технологий (алгоритмов) содержатся в ст. 10.2-2 Федерального закона от 27 июля 2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". 

В указанной статье определены обязанности владельца сайта, на котором применяются такие алгоритмы. Владелец сайта должен:

- не допускать применение информационных технологий предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации (далее - рекомендательные технологии), которые нарушают права и законные интересы граждан и организаций, а также не допускать применение рекомендательных технологий в целях предоставления информации с нарушением законодательства Российской Федерации;

- не допускать предоставление информации с применением рекомендательных технологий без информирования пользователей сети "Интернет" о применении на данном сайте и (или) странице сайта в сети "Интернет", и (или) в информационной системе, и (или) в программе для электронных вычислительных машин рекомендательных технологий. Требования к содержанию информации о применении рекомендательных технологий и размещению такой информации на информационном ресурсе устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи;

- разместить на информационном ресурсе, на котором применяются рекомендательные технологии, документ, устанавливающий правила применения рекомендательных технологий;

- разместить на информационном ресурсе, на котором применяются рекомендательные технологии, адрес электронной почты для направления ему юридически значимых сообщений, свои фамилию и инициалы (для физического лица) или наименование (для юридического лица).

Владельцам (администраторам) цифровых сервисов, ориентированных на пользователей (потребителей) из Российской Федерации, следует учитывать, что применение рекомендательных систем регулируют в том числе следующие нормативные-правовые акты:

•  Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

•  Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации,

информационных технологиях и о защите информации»;

•  Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;

•  Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;

•  Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

•  Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»;

•  Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»;

•  Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или

потребления никотинсодержащей продукции»;

•  Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Приведенный перечень нормативных правовых актов не является исчерпывающим. Лица, применяющие рекомендательные системы, должны осознавать свою ответственность и соблюдать нормы законодательства.

Владельцам (администраторам) сервисов, ориентированных на пользователей (потребителей), находящимися в т.ч. за пределами Российской Федерации, следует соотносить свою деятельность с национальным законодательством.

Приложения:
© 2016 Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области

Адрес: 156005 г. Кострома, Петрковский, д. 5
Телефон: +7(4942)42-69-49
Дата последнего обновления информации:
03.12.2024 09:34